Если ты ходишь по грязной дороге, ты не сможешь не выпачкать ног (с) И. Кормильцев

1 2 3 4 5 6 7

Победа на выборах в США претендента от республиканской партии Дональда Трампа вызвала эйфорию в России и, в то же время, шокировала мировую общественность. Политические аналитики почти в один голос заявили, что мир стоит на пороге больших перемен – ведь у руля единственной сверхдержавы на планете с конца января 2017 г. окажется довольно непредсказуемый и эксцентричный 45-й глава Белого Дома. Однако «так ли страшен Трамп как его малюют»? Ведь как показывает исторический опыт американские президенты-республиканцы не всегда отличались безграничной лояльностью к собственным гражданам и демонстрацией бескомпромиссной уступчивости в отношении геополитических оппонентов на международной арене.

«Ни одна великая держава не отступает навсегда»

Генри Киссинджер

«Слоны» и «ослы»

Как известно, Соединенные Штаты Америки являются первым в мире демократическим государством Нового времени. Ведь именно североамериканские колонисты, восстав против Британии в конце XVIII в., начали грандиозный политический эксперимент, результатом которого стало создание не похожей на европейские страны, где общечеловеческие принципы были не пустым звуком. США – это не только демократическое государство, но еще и первая в мировой истории президентская республика. Начиная с Джорджа Вашингтона (1789 – 1797) американцы ведут счет своим президентам, которые выдвигались теми или иными политическими силами и, в зависимости от идеологии проводили независимую ( а, зачастую, угодную для влиятельных лобби), политику концептуально направленную на укрепление государства.

1

Имена животных американские партии получили с легкой руки великого карикатуриста Томаса Наста. Осел - donkey, он же jackass (последнее означает также «дурак» или «болван»), впервые появился на страницах журнала «Харперс уикли» 15 января 1870 года. Наст изобразил осла лягающим мертвого льва. Эта карикатура была злободневным политическим комментарием. Неожиданно скончался бывший военный министр в правительстве Линкольна (1861 – 1865) Эдвин М. Стэнтон. Печать демократов, которую за ее коварство называли copperhead – «медноголовый», что означало также «предатель - тайный сторонник южан», стала поливать грязью память министра. Карикатура Наста имела заглавие «Живой осел лягает мертвого льва». Заголовок как бы выворачивал наизнанку поговорку, гласящую, что живой осел лучше мертвого льва.

Слона в словарный обиход американской политики тоже ввел Наст. Произошло это несколько позже - 7 ноября 1874 года - и тоже на страницах «Харперс уикли». Карикатура появилась спустя три дня после того, как демократы впервые после гражданской войны завоевали большинство в палате представителей конгресса США. Истовый республиканец Наст высмеял своих однопартийцев, изобразив их в виде слона, топающего в яму и спасающегося от лягающего его осла в львиной шкуре. Роль осла в карикатуре отводилась газете «Нью-Йорк Геральд», писавшей о том, что президент-республиканец генерал Улисс Грант - это современный Цезарь, добивающийся третьего президентского срока. Сам Грант, кстати, восхищался Настом. Победив на президентских выборах 1868 года, Грант заявил: «Две вещи помогли моему избранию: меч Шеридана и карандаш Томаса Наста».

Справедливости ради нужно упомянуть, что Томас Наст - не первый, кто изобразил демократов ослами, а республиканцев - слонами. Осел появился в качестве популярного символа еще в 1828 году в ходе президентской кампании Эндрю Джексона. Впрочем, художник вряд ли знал об этом. Наст часто прибегал к использованию этих двух символов, что сделало их общенациональными. Сегодня слон стал официальным символом Республиканской партии. Демократы «признают» осла в качестве своего символа, хотя и неофициально: как-никак, это все-таки осел. Таким образом, «клички», которые Наст дал этим партиям, пережили свой первоначальный исторический контекст и стали их эмблемой.

Как известно, политические права и обязанности Президента США декларированы нормами конституции, в которую с 1787 г. до наших дней было внесено лишь 27 поправок. Согласно конституции США президент является главой государства, главнокомандующим его вооруженными силами. Он назначает министров – государственных секретарей, при этом согласовывая их кандидатуры с Сенатом. Госсекретари непосредственно подчиняются президенту, который руководит их работой. Президент может принимать и накладывать вето (отклонять) законы утвержденные парламентом – Конгрессом США. В особо сложных случаях президент имеет право принимать решение единолично. Руководитель страны заключает и международные договора. При этом широкие полномочия главы государства вовсе не означают всевластие одного человека. Его полномочия регламентируются конституцией и контролируются Конгрессом США. Если президент нарушает закон, парламент вправе начать процедуру импичмента, в ходе которого высший законодательный орган страны может лишить главу государства его полномочий и отправить в отставку. В случае досрочного прекращения полномочий президента его обязанности выполняет вице-президент. Президентские выборы происходят в США каждый високосный год. Традиционно фаворитами президентской гонки являются выдвиженцы одной из двух правящих американских партий – демократы и республиканцы. И хотя до конца 1820-х годов американские президенты не являлись членами каких-либо политических партий (от Дж. Вашингтона до Дж. Адамса), уже с начала позапрошлого века начала формироваться американская двухпартийная система, основанная на классических канонах европейской либерально-консервативной политической мысли Нового времени.

В 1823 г. на политическом небосводе США возникла демократическая партия, члены которой были приверженцами классических канонов либерализма.

СПРАВКА

ЛИБЕРАЛИЗМ (от лат. liberalis — свободный) — философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека. Либерализм провозглашает права и свободы каждого человека высшей ценностью и устанавливает их правовой основой общественного и экономического порядка. При этом возможности государства и церкви влиять на жизнь общества ограничиваются конституцией. Важнейшими свободами в современном либерализме признаются свобода публичных высказываний, свобода выбора религии, право выбирать себе представителей на честных и свободных выборах. В экономическом отношении принципами либерализма являются неприкосновенность частной собственности, свобода торговли и предпринимательства. В юридическом отношении принципами либерализма являются верховенство закона над волей правителей и равенство всех граждан перед законом вне зависимости от их богатства, положения и влияния.

Символом демократической партии стал «осел», отражающий ее политическое кредо: настойчивость и упрямство в достижении поставленной цели.

1

Демократов поддерживают в основном крупные города США, густонаселенные приморские штаты с высокоразвитой экономикой. В наше время демократы отстаивают экономические реформы, увеличение расходов на «социалку», повышение налогов, транснациональные корпорации (Microsoft, Apple, Intel); высокотехнологичные отрасли экономики и борьбу с загрязнением окружающей среды, отказ от экономического протекционизма; сексуальные, расовые меньшинства (ускоренную адаптацию мигрантов к реалиям США), женские организации; также поддержка планирования семьи и регуляторов рождаемости. Большинство демократов – сторонники абортов и запрета смертной казни. «Ослы» выступают за ограниченные вмешательства в экономические процессы и общественную жизнь внутри страны. Кроме того, выступают за ограничение свободной торговли огнестрельным оружием в США.

Американские демократы призывают в свои ряды либералов-прогрессистов и центристов. В ходе выборов демократы (или «ослы») в основном пользуются поддержкой северо-восточных штатов. Это объясняется демографически-электоральной спецификой избирателей, которым больше по душе «свобода, равенство, братство». Несмотря на популярность идеологии из 45 американских президентов лишь 16 из них были хозяевами Белого Дома. Среди них выделяются: Гровер Кливленд (1837 – 1908) – единственный президент США, занимавший свой пост два срока с перерывом и соответственно получивший двойную нумерацию в списке президентов (в 1885 – 1889 годах 22-й президент и в 1893 – 1897 годах 24-й президент) и Франклин Рузвельт (1882 – 1945), который, вопреки ограничительной конституционной норме, избирался на эту должность четыре раза подряд с 1933 по 1945 гг.

Читайте также: Политика «финляндизации» Карла Маннергейма

Доминирующее влияние демократов на законодательный орган власти отражают следующие хронологические показатели. В Сенате: 1912 – 1918 гг., 1932 – 1946 гг., 1948 – 1952 гг., 1954 – 1980 гг., 1986 – 1994 гг. , 2006 – 2014 гг. В Палате представителей: 1910 – 1916 гг., 1930 – 1946 гг., 1948 – 1952 гг., 1954 – 1994 гг., с 2006 – 2010 гг. Одновременно в обеих палатах Конгресса и в должности президента: 1912 – 1916 гг., 1932 – 1946 гг., 1948 – 1952 гг., 1960 – 1968 гг., 1976 – 1980 гг., 1992 – 1994 гг., с 2008 – 2010 гг. Одновременно в обеих палатах Конгресса c 2/3-ми голосов и в должности президента: 1962 – 1964 (во всех случаях указываются даты выборов, а не вступления в должность новоизбранных членов конгресса или президентов).

Долгое время демократическая партия пользовалась поддержкой бедного сельского населения Юга, явно или неявно выступала за расовое разделение. Но именно демократ Линдон Джонсон (1963 – 1969) поставил эту форму дискриминации вне закона.

Демократическая партия считает, что федеральное и центральное правительство – это единственный и способный институт, который может найти и дать ответы нуждам своего народа. Республиканская партия верит, что местное правительство, то есть правительство в штатах и сами люди могут позаботиться о себе и о своем обществе, а только основные вопросы, такие как оборона страны, международная политика и торговля должны быть в руках федерального правительства.

Демократы считают, что для падения уровня безработицы, нужно создать больше государственных программ, которые помогут людям обрести работу, либо сохранить ту работу, которая у них есть. Но, для создания новых и для развития старых уже существующих программ нужны деньги, а деньги можно либо занять, либо повысить налоги. Их главная идея - это сделать федеральное правительство арбитром национальной экономики.

Они опираются на тактику Рузвельта, где «национальное общество», работающее с помощью правительства сможет достичь преуспевания. Не составляет трудности только лишь напомнить славянскому народу, что мы как бы уже видели национальное планирование и управление экономикой, и что нам посчастливилось жить в модели централизации – в СССР. Демократы верят, что именно правительство знает лучше, чем люди, куда инвестировать и как тратить их деньги.

Конкурентами демократов в процессе демократической борьбы за власть в стране являются республиканцы, занимающие в политике консервативные позиции.

СПРАВКА

КОНСЕРВАТИЗМ (от лат. conservo — сохраняю) — идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. Главной ценность считается сохранение традиционализм.

Консерваторы во внутренней политике подчёркивают ценность существующего государственного и общественного порядка и отвергают радикальные реформы, расцениваемые ими как экстремизм. Во внешней политике консерваторы делают ставку на укрепление безопасности, допускают применение военной силы, стараются поддерживать традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях отстаивают протекционизм.

В наше время республиканцы, в отличие от демократов, выступают за снижение налогов, за усиление борьбы с нелегальной миграцией и сокращение легальной, за свободное приобретение и ношение огнестрельного оружия, за нравственность и семейные ценности, в том числе против однополых браков и абортов, за экономический протекционизм и ограничение деятельности профсоюзов, поддерживают смертную казнь как меру наказания, увеличение военных расходов ради укрепления безопасности США. Одним из важнейших для традиционного республиканского электората принципов является «невмешательство государственных структур в экономические процессы и личную жизнь».

Республиканцы верят, что Америка была и является экономической силой, местом возможностей, где федеральное правительство не должно вмешиваться, но тем не менее, должно поощрять рост рабочих мест и расширение бизнеса, как рост оборота капитала. Республиканцы считают, что понижение налогов и развитие международного рынка, как развитие законодательств поощряющих капиталовложения как раз и поможет Американской экономике развиваться. Республиканцы свято верят: если поощрить оборот капитала и если понизить налоги, тогда высвобожденные деньги пойдут именно на еще более успешное развитие экономики.

Республиканцы выступают за конкуренцию между всеми здравоохранительными организациями. Всё это выливается в еще более дорогие страховки и более сложные планы по обслуживанию клиентов. Республиканцы выступают за конкуренцию между всеми здравоохранительными организациями, поставщиками лекарств, оборудования и обслуживания. Они считают, что конкуренция поощряет развитие и более быстрые достижения в области развития лекарств и методов лечения.

1

По данным бюллетеня Ballot Access News в феврале 2016 года республиканцы были второй по величине партией США, насчитывая 30,1 млн. зарегистрированных сторонников (29,90 % от числа зарегистрированных избирателей). Основу электората партии составляют белые мужчины, преимущественно из небольших городов и сельской местности, предприниматели, дипломированные специалисты и управленцы, в основном из частного сектора, религиозные фундаменталисты из числа протестантов.

Когда речь касается обороны Соединенных штатов и американского народа, мы можем найти фундаментальную разницу. Республиканцы верят, что США должно взять ответственность на себя и быть всегда в полной боевой готовности, чтобы остановить и предотвратить любую агрессию против Америки. Политика республиканцев способствовала замораживанию гонки вооружений между США и СССР и завершению «холодной войны». Свою особую любовь к ряду президентов Центробанк США выразил в виде их изображений на долларовых банкнотах, большинство из которых (помещенных на купюрах номиналом 2, 5, 50, 500, 5000 долл.) являлись представителями республиканской партии.

И демократическая, и республиканская партия США искренне верят в независимость Американского государства и являются патриотами своей страны. Политическое руководство желает улучшить состояние государства и его граждан. Только когда дело доходит до методов достижения этих общих целей, как раз и возникает отличительная разница между, во-первых, идеологией и, во-вторых, методами.

Между тем для понимания специфики внешнеполитических шагов следует проанализировать политику американских президентов пришедших к власти под знаменами республиканской партии. Мы остановимся на шестерых хозяевах Белого дома, правивших страной в самый сложный период американской истории, именуемый «холодной войной». Ведь именно со второй половины XX века США превратились в сверхдержаву, оплот капиталистического мира, мирового жандарма, руководствовавшегося исключительно национальными интересами первого в мире демократического государства. И в этом состоит немалая заслуга главных «элефантов» американского истеблишмента.

Пятизвездочный «Айк» – Дуайт Эйзенхауэр

1

ДОСЬЕ

Родился и вырос в бедной семье. В 1911 г. вступил в военную академию в Вест-Пойнте, где обучение было бесплатным. После ее окончания с 1915 г. служил на различных военных должностях в сухопутных силах, в том числе в 1922 – 1924 гг. в зоне Панамского канала. Параллельно продолжал обучение в Колледже армейского командования и генерального штаба, а также Армейском колледже. В 1935 – 1939 гг. служил в штабе генерала Дугласа Макартура (1880 – 1964).

Звездным часом в его политической карьере стала Вторая мировая война. В 1941 г. он получил первую генеральскую звездочку. В 1942 г. Эйзенхауэр командует вторжением англо-американского военного корпуса в Северной Африке (операция «Торч»). С 1944 г. возглавил объединенные силы союзников в Европе во время их высадки (операция «Оверлорд») в Нормандии и боевых действиях против Германии. К концу войны стал пятизвездочным генералом и одним из самых вероятных претендентов на пост президента США. С конца 1945 г. – начштаба американской армии. В мае 1948 г. (при наличии пяти звезд на погонах) вышел в отставку. В июне того же года Эйзенхауэр стал президентом Колумбийского университета. С 1950 г. – главнокомандующим НАТО в Западной Европе. В 1952 г. принял предложение Республиканской партии о баллотировании на должность президента США. В ходе предвыборной гонки победил представителя демократов – Эдлая Стивенсона (1890 – 1965) и стал первым президентом-фронтовиком Соединенных Штатов Америки. Он единственный американский президент участвовавший в Первой и Второй мировых войнах.

Дуайт Эйзенхауэр стал первым послевоенным президентом от республиканской партии. Его избрание ознаменовало собой усиление умеренного крыла партии. Политическая платформа республиканцев оставалась консервативной, при этом особый акцент делался на антикоммунизм, ограничение вмешательства государства в экономику и снижение налогов. Тогда же многие республиканцы выступали против законов о гражданских правах. В 1950-х годах партия приобрела новых сторонников среди горожан среднего класса и белых южан, которые были обеспокоены интеграционной политикой демократической партии. На посту главы государства Эйзенхауэр осуществил ряд шагов закрепивших послевоенное устройство мира и укрепивших позиции США на международной арене, в частности:

 прекратил войну в Корее 1950 – 1953 гг.;

 продолжил начатую Гарри Труменом (1945 – 1953 гг.) политику сдерживания коммунизма, на смену которой пришла доктрина массированного возмездия;

 в 1954 году в Гватемале была организована интервенция наемников ЦРУ (операция «PBSUCCESS») с целью свержения президента этой страны Хакобо Арбенса (1951 – 1954), который, как считал Эйзенхауэр, мостил дорогу к установлению коммунизма и был просоветски настроен. 27 июня 1954 г. Арбенс был свергнут;

 дипломатический диктат США в годы Суэцкого кризиса (1956 г.) привел к окончанию эпохи великих держав (Великобритании и Франции) отчасти определявшей облик послевоенного мира;

 его попытка ослабить напряженность между США и СССР (так называемый план «открытого неба» 1955 г.), а также программы «Атом ради мира» (1957 г.) успеха не имели;

СПРАВКА

Советский Союз на начальной стадии опережал США в освоениии космоса и разработке баллистических ракет. Попытки заигрывания с Кремлем способствовали достижению половинчатого результата. С одной стороны Хрущев объявил о переходе к мирному сосуществованию с Западом, а США и страны НАТО действовали в рамках политики «Кэмп-девида». Однако после уничтожения 1 мая 1960 г. под Свердловском советской системой ПВО, американского самолета-разведчика У-2 (пилотируемого Френсисом Пауэрсом (1929 – 1977)) отношения двух систем перестали быть дружественными.

 34-й президент был автором особой внешнеполитической стратегии США получившей название «доктрина Эйзенхауэра» (15.01.1957), предполагавшей оказание экономической помощи странам Ближнего Востока, а также всяческой поддержки государствам (если они ее попросят) ставших объектами советской агрессии;

 для реализации концептуальных постулатов «доктрины Эйзенхауэра» были созданы региональные военно-политические блоки СЕАТО и СЕНТО;

 непопулярные: американская военная интервенция 15 июля – 25 октября 1958 г. в Ливане (операция «Голубая летучая мышь»), революция в Ираке (14 июля 1958 г.) с последующим выходом этой страны из Багдадского пакта, стали свидетельством неэффективности американской внешнеполитической доктрины 34-президента США.

В ходе очередной предвыборной гонки верх взяли демократы. Их кандидат Джон Кеннеди (1917 – 1963) обошел на выборах 1960 г. представителя республиканской партии Ричарда Никсона, что стало свидетельством временной утраты популярности консервативных идей в США.

«Маятниковая дипломатия» Ричарда Никсона

1

ДОСЬЕ

В юности получил высшее юридическое образование. С 1942 г. служил в ВМС США, где получил звание офицера. С 1947 г. – член Конгресса от республиканской партии, работал в Комиссии палаты представителей по расследованию антиамериканской деятельности. С 1952 г. – сенатор. В 1952 г. Р. Никсон становится вице-президентом США в администрации Д. Эйзенхауэра. В это период Никсон проводит активную дипломатическую деятельность в ходе которой зарекомендовал себя как ярый антикоммунист. В 1968 г. во время президентских выборов победил кандидата от демократической партии Хьюберта Хамфри (1911 – 1978). Никсон стал 37-м президентом США (1969 – 1974) и вторым «республиканцем» на этом посту во второй половине XX века. В реестре американских президентов Никсон фигурирует как первый глава государства посетивший все американские штаты и добровольно отказавшийся от своих обязанностей.

При Никсоне началось беспрецедентная централизация исполнительной власти, в связи с чем период его правления получил название «имперское президентство».

Внешнеполитическая политика США в годы правления Никсона была далеко неоднозначной. Политологи выделяют ряд довольно неординарных шагов Никсона на посту дипломата и государственного деятеля, а именно:

 понимая непопулярность Вьетнамской войны 1964 – 1973 гг. он проводит политику «вьетнамизации», предполагавшей оказание всяческой поддержки Южному Вьетнаму при условии постепенного вывода американских войск с территории Индокитая;

 в 1969 г. президент объявил о внедрении нового направления во внешней политике США, получившей название «доктрина Никсона». Она предполагала соблюдение американских договорных обязательств в отношении союзников и гарантирование их безопасности в случае угрозы со стороны ядерных стран и в первую очередь СССР;

 15 августа 1971 г. президент объявил об упразднении золотого стандарта доллара;

 в ходе американо-вьетнамских переговоров 1972 – 1973 гг. было подписано соглашение о прекращении военных действий и выводе американских войск с территории Вьетнама;

 успешный визит 1972 г. в КНР способствовал установлению тесных дипломатических и торгово-экономических отношений с Мао Цзэдуном (1893 – 1976). Никсон пытался играть на противоречиях между Китаем и СССР;

 во многом благодаря Никсону социалистический Китай получил членство в ООН, в том числе и право быть постоянным членом Совета Безопасности Организации Объединенных Наций;

 взаимоотношения с СССР положили начало политике разрядки. Он был первым президентом, кто попытался разорвать заколдованный круг «взаимного устрашения». США признали сформировавшуюся в те годы систему военно-стратегического партитета с СССР, хотя и не отказались от тезисов о возможности одержания победы в «ограниченной войне»;

 Никсон первый американский президент, который посетил Советский Союз с официальным визитом в мае 1972 г. В ходе визита президент Никсон и советский Генсек Леонид Брежнев (1906 – 1982) подписали торговое соглашение, а также 26 мая 1972 г. знаменитый договор ОСВ-1;

СПРАВКА

ДОГОВОР МЕЖДУ СССР И США ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СИСТЕМ ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ (ДОГОВОР ПО ПРО или ОСВ-1) – подписан 26 мая 1972 г. в Москве. Вступил в силу 3 октября 1972 г. Договор являлся бессрочным. Главным в нем было обязательство СССР и США ограничить свои системы ПРО двумя районами размещения: один – вокруг столицы каждого государства и один – в одном из позиционных районов пусковых установок МБР. СССР и США обязались не развертывать системы территориальной ПРО. Договор по ПРО в течение 30 лет являлся основой существующей системы международных договоренностей об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений. 13 декабря 2001 г. Президент Дж. Буш-младший заявил об одностороннем выходе США из договора.

Договором определялось, что советская и американская системы ПРО будут размещаться на земле и могут быть только стационарными. Запрещалось создавать, испытывать и развертывать системы и компоненты ПРО морского, воздушного, космического, а также мобильно-наземного базирования. Запрещалось также размещать системы ПРО вне национальных территорий СССР и США, создавать многозарядные пусковые установки (ПУ) противоракет и средства скоростного перезарядки ПУ противоракет.

Впервые в многолетней истории борьбы за ограничение вооружений и разоружение, стало возможным договориться об ограничении сложной системы новейшего оружия, способной оказывать сильное дестабилизирующее влияние на стратегическую стабильность в мире.

Протоколом к Договору в 1974 г. был сделан очередной важный шаг по пути дальнейшего ограничения стратегических вооружений. СССР обязался не развертывать системы ПРО или ее компоненты в районе размещения шахтных пусковых установок (ШПУ) МБР, а США – не развертывать систему ПРО или ее компоненты в районе с центром, находящимся в столице. Таким образом, протоколом 1974 г. к Договору по ПРО СССР и США ограничили свои системы ПРО только одним районом размещения: СССР – вокруг Москвы, США – в районе размещения ШПУ МБР.

Каждый район размещения системы ПРО ограничивался радиусом 150 км с центром либо в столице (для СССР), либо в районе размещения ШПУ МБР (для США). Каждая сторона могла развертывать не более 100 пусковых установок противоракет и не более ста противоракет на стартовых позициях. Действовавший до июня 2002 года Договор по ПРО способствовал предсказуемости развития стратегической ситуации в мире.

 несмотря на начало политики разрядки, нормализации отношений с КНР и СССР, администрация Никсона жестко противостояла коммунистическим режимам во всем мире. При активной поддержке США, 21 августа 1971 г. в Боливии состоялся (187-й) государственный переворот в ходе которого к власти пришел проамериканский диктатор Уго Бансер Суарес (1971 – 2001). 11 сентября 1973 г. состоялся военный переворот в Чили, в ходе которого был свергнут социалистический режим Сальвадора Альенде (1908 – 1973) с последующим установлением диктатуры Августо Пиночета (1915 – 2006);

 интерес США к Чили обясняется действием доктрины «нового» или «равного партнерства со странами Латинской Америки» (октябрь 1969), согласно которой Вашингтон стремился создать стойкие, полувоенные, проамериканские режимы, способные (опираясь на собственные силы) противостоять распространению коммунизма;

 37-й президет является одним из авторов так называемой «Гуамской доктрины», суть которой сводилась к сокращению американских военных баз за пределами США, за счет использования подвижных баз – подводных лодок и морской авиации. Следует отметить что «гуамская доктрина» не распространялась на Австралию, Новую Зеландию, Японию, Южную Корею, Тайвань, Таиланд и Филппины;

 концепция «превосходства» (в ее количественном аспекте) была заменена концепцией «достаточности» вооруженных сил (особое внимание обращалось на профессионализм специалистов и техническую оснащенность войск). С июля 1973 г. США отказались от призыва и перешли к созданию проофессиональной армии на добровольческой основе;

Читайте также: «Золотая» женщина Израиля – Голда Меир

 Никсон считается архитектором американо-израильского союза. Он занял решительную позицию во время войны «Судного дня» (1973 г.) и в принципе был готов защитить Израиль от советского и полномасштабного арабского вторжения;

 реакцией на чрезвычайные ассигнования Израилю и неограниченные объемы продажи оружия стало нефтяное эмбарго арабских государств, что привело к резкому падению экономического развития США;

 в 1973 – 1974 гг. разразился «уотергейтский скандал» дискредитировавший администрацию президента Р. Никсона в ходе предвыборной гонки 1968 г. Не дожидаясь неотвратимого импичмента, 9 августа 1974 г. Никсон подал в отставку с поста президента США.

СПРАВКА

В 1971 году (до переизбрания оставался всего год) газета «Нью-Йорк таймс» опубликовала секретные материалы ЦРУ, которые касались войны во Вьетнаме. И хотя имя Никсона там не упоминалось; он посчитал публикацию угрозой в свой адрес. После этого появилось подразделение «водопроводчиков». Созданная секретная служба занималась не только шпионажем. Помимо прочего её сотрудники просчитывали варианты устранения неугодных президенту людей, а также операции по срыву митингов демократов. Разумеется, во время, предвыборной кампании Никсон, который твердо решил добиться переизбрания на второй срок, пользовался услугами «водопроводчиков» гораздо чаще, чем раньше. Эта чрезмерная активность и привела вначале к провалу одной из операций, а затем – к скандалу.

Вечером в субботу 17 июня 1972 года в гостиницу «Уотергейт», где располагалась штаб-квартира Национального комитета демократической партии, вошли пятеро мужчин с чемоданчиками «водопроводчиков». Все они были в резиновых перчатках. Казалось, было просчитано все: и маршрут, и схема действий. Однако один из охранников именно в этот момент решил совершить обход здания и наткнулся на нежданных посетителей. Он действовал в соответствии с инструкцией: вызвал полицию. Улики были налицо: дверь в штаб-квартиру демократов оказалась взломанной. Поначалу все выглядело, как обычный грабеж, однако в ходе обыска у преступников была обнаружена сложнейшая звукозаписывающая аппаратура. Началось расследование.

Поначалу в Белом доме пытались «замять» скандал. Но чуть ли не каждый день обнаруживались новые факты: «жучки» в штаб-квартире демократов, постоянная запись всех бесед, которые велись в кабинетах Белого дома… Конгресс потребовал предъявить все записи. Никсон предоставил только часть из них. Однако полумеры и компромиссы уже никого не устраивали. Единственное, что удалось сделать президенту – стереть примерно восемнадцать минут записей. Эти пленки до сих пор не восстановлены. Но и сохранившихся материалов было достаточно для того, чтобы продемонстрировать полнейшее пренебрежение Никсона к тому обществу, которое избрало его президентом страны. Бывший помощник главы Белого дома Александр Баттерфилд (р. 1926 г.) заявил, что разговоры записывались «просто для истории». В качестве аргумента он упомянул, что записи президентских бесед делались еще во времена Франклина Д. Рузвельта. Но даже если принять этот довод, прослушивание политических оппонентов им оправдать невозможно! Тем более что сравнительно недавно (в 1967 году) несанкционированное прослушивание было запрещено.

По мере продвижения расследования нарастало возмущение общественности. К концу февраля 1973 года было доказано, что президент допустил ряд серьезных нарушений, касающихся уплаты налогов. Не вызывал сомнений и факт использования огромной суммы государственных денег в личных целях. На этот раз Никсону не удалось, как в начале карьеры, убедить журналистов в своей полной невиновности: речь шла уже не о щенке, а о двух роскошных особняках в штатах Флорида и Калифорния. «Водопроводчики» были арестованы и обвинены в заговоре. А сам Никсон с июня 1974 года стал не столько хозяином Белого дома, сколько его узником. Он упорно отрицал свою вину. И так же упорно отказывался уйти в отставку: «Я не намерен ни при каких обстоятельствах уходить с поста, на который меня избрал американский народ». Американский народ был очень далек от мысли поддержать своего президента. Сенат и палата представителей были полны решимости отстранить Никсона от власти. Заключение законодательной комиссии палаты представителей гласило: Ричард Никсон вел себя неподобающим президенту образом, подрывал основы конституционного строя США и должен быть смещен с поста и предстать перед судом. Скандал коснулся не только президента и его ближайших помощников. Магнитофонные записи и показания-свидетелей помогли установить, что многие видные политические деятели брали взятки, использовали служебное положение в личных целях, не скупились на угрозы. Наибольший шок у американцев вызвало даже не то, что в высшие эшелоны смогли пробиться «недостойные», а масштабы, размах коррупции. То, что еще недавно считалось досадным исключением, оказалось правилом.

В целом внешняя политика США в годы правления Никсона базировалась на принципах политического реализма. По словам госсекретаря Генри Киссинджера (р. 1924 г.): «Никсон считал целесообразным действовать одновременно в двух направлениях: объяснять свои цели при помощи вильсоновской риторики и апеллироватьк национальным интересам Америки для подкрепления собственной тактики».

Государственный консенсус Джеральда Форда

1

ДОСЬЕ

Настоящее имя Лесли Линч Кинг. Фамилия Форд, была унаследована им от отчима, еще в раннем детстве. Джеральд окончил Мичиганский университет, где изучал экономику и одновременно играл в студенческой футбольной команде. Работал ассистентом тренера футбольной команды Ельского ун-та, юридический колледж которого он закончил в 1941 г. В 1942 – 1946 годах Д. Форд проходил службу в ВМФ США и, участвовал в Битве при Марианских островах. После отставки он занялся политикой под знаменами республиканской партии. Его первая избирательная кампания в 1948 г. была неожиданно успешной и Форд был избран в Конгресс.

Почти 25 лет Форд пробыл депутатом Палаты представителей США от Мичигана; на протяжении 8 лет являлся лидером республиканского меньшинства в палате.

В 1973 году Д. Форд был назначен Р. Никсоном на пост вице-президента США после отставки Спиро Агню (1918 – 1996); утверждён 27 ноября Сенатом и 6 декабря Палатой представителей, после чего вступил в должность. Менее чем через год, 9 августа 1974 года, Джеральд Форд приступил к исполнению обязанностей президента США, когда в отставку подал уже сам Никсон в связи с расследованием по делу Уотергейта. Форд при этом заявил: «Наш долгий национальный кошмар окончился». Таким образом, он стал единственным президентом США, который никогда не был всенародно избран ни на пост президента, ни на пост вице-президента. В 1976 г. Форд проиграл президентскую гонку представителю демократической партии Джимми Картеру (1977 – 1981).

Джеральд Форд стал главой Белого дома в тот период, когда консервативные ценности и идеи в США теряли свою актуальность.

 Форд прекратил расследование уотергейтского дела, объявив об оправдании Никсона, что негативно повлияло на его дальнейшую карьеру;

 38-й глава Белого дома продолжил политику разрядки, но с 1973 г. (четвертой арабо-израильской войны или «войны Судного дня») американо-советские отношения стали ухудшаться;

 несмотря на это в ноябре 1974 г. во Владивостоке было заключено американо-советское соглашение, ставшее основой договора ОСВ-2, подписанного в 1979 г.;

 в апреле 1975 г. приказал эвакуировать диппредставителей США из Сайгона по причине захвата северовьетнамской армией всей территории Вьетнама;

 идея президента об оказании помощи Южному Вьетнаму не получила поддержки со стороны Конгресса;

 1 августа 1975 г. Форд от имени США (в числе 33 стран мира) подписал в Хельсинкий заключительный акт ОБСЕ, определивший будущее Европы.

Форд сделал упор на лозунг «мир посредством силы», запросил у конгресса 113 млрд. долл. на вооружение (крупнейший к тому времени военный бюджет в истории страны) и выступил за развертывание программ новых видов вооружений, таких как стратегический бомбардировщик Б-1, под¬водная лодка «Трайдент» и др. Правда, в ходе предвыборной кампании Форд говорил и о необходимости дальнейшего улучшения советско-американских отношении. При этом в то же самое время американская сторона стала затягивать переговоры об ограничении стратегических вооружений.

«Политическое актерство» Рональда Рейгана

1

ДОСЬЕ

После окончания в 1932 г. колледж Эврика в штате Иллинойс, работал спортивным радиокомментатором. В 1937 г. попал в Голливуд на студию «Уорнер Бразерс», где снялся в 52 фильмах. 1947 – 1952 гг. – президент Гильдии киноактеров. В 1952 – 1962 гг. работал на телевидении, был популярным телеведущим ряда телепрограмм. Когда карьера не заладилась юный Рейган пробовал себя на роль комика. С 1962 г. – член республиканской партии. 1966 – 1970 гг. – губернатор штата Калифорния. В 1980 г. победил на выборах Дж. Картера и стал 40-м президентом США. Курс экономической политики американского правительства в 1981 – 1989 гг. получил название рейганомика. Расходная часть бюджета за годы правления Рейгана в среднем составляла 22,4 % валового внутреннего продукта, в то время как за весь период с 1971 г. по 2009 г. эта цифра составляла лишь 20,6 %. Одновременно вырос государственный долг США, с 26,1 % валового внутреннего продукта в 1980 г. до 41 % к 1988 г., в абсолютных цифрах – примерно в три раза.

Налоги при Рейгане были существенно уменьшены, в особенности на высокие доходы. Максимальный уровень налогов с 70 % был уменьшен в 1981 г. до 50 %, а в 1986 г. – до 28 %. В то же время дефицит федерального бюджета упал с 6 % в 1983 г. до 3,2 % валового внутреннего продукта в 1987 г., а к концу правления Рейгана – до 2,9 %. Чтобы покрыть дефицит бюджета, администрация Рейгана увеличила государственный долг с 997 миллиардов до 2,85 триллионов долларов. В результате в эпоху Рейгана США снова (как после гражданской войны) из всемирного кредитора превратились в крупнейшего в мире должника, что разочаровало даже самого Рейгана.

Во внешней политике администрации президента Рейгана, приоритетным направлением было укрепление национальной безопасности и наращивание военной мощи США в ходе противостояния с СССР. Советский Союз Рейган считал главным источником угрозы безопасности США, что вызвало реанимацию гонки вооружений и продолжение «экспорта демократии» во всем мире. В годы правления 40-го президента США, победа в «холодной войне» стала рассматриваться как единственная надежная гарантия американской безопасности. При этом был проигнорирован тезис об ограниченности американских ресурсов и невозможности единоличного лидерства США в мире. В период своего президентства Рональд Рейган осуществил следующие шаги в области внешней политики:

 8 марта 1983 г. назвал СССР «империей зла» и открыто поддерживал антикоммунистические движения по всему миру;

 в марте 1983 г. Рейган провозгласил программу СОИ (так называемая программа «звездных войн»), целью которой было создание системы новых вооружений для защиты от массированного ракетно-ядерного нападения со стороны СССР;

 после уничтожения 1 сентября 1983 г. советским истребителем южнокорейского Боинга, Рейган назвал происшествие «преступлением против человечества, которое никогда не должно быть забыто», «актом варварства и нечеловеческой жестокости»;

 в октябре 1983 г. санкционировал вторжение американских войск в Гренаду (операция «Вспышка ярости» 25-27 октября 1983 г.) для ликвидации прокоммунистического режима Мориса Бишопа (1944 – 1983) и замены его проамериканским правительством;

 в декабре 1983 г. началось развертывание американских баллистических ракет Першинг-2 в западной Европе, что означало начало нового витка гонки вооружений и обострения «холодной войны»;

 согласно «плану Роджерса» предполагалось нанесение глубокоэшелонированных ударов по странах Варшавского договора, в том числе и СССР. В такой способ Вашингтон защищал своих европейских союзников в обмен на отказ от контактов с «империей зла»;

 американская администрация активно поддерживала антикоммунистические движения во всем мире, в частности: моджахедов в Афганистане и «Солидарность» в Польше;

 встреча Рейгана с Михаилом Горбачевым (р. 1934 г.) в ноябре 1985 г. на Женевском саммите, ознаменовала поворот в советско-американских отношениях. И хотя во время встречи в октябре 1986 г. в Рейкьявике президент и генсек не пришли к согласию о сокращении военных арсеналов обеих держав, в декабре 1986 г. на вашингтонском саммите был подписан договор о сокращении ракет средней дальности;

 внешняя политика США в отношении стран «третьего мира» регламентировалась «доктриной Рейгана», предполагавшей противостояние коммунистическому влиянию во всем мире. Именно этим и объясняется поддержка Вашингтоном антикоммунистических сил в Анголе, Никарагуа, Мозамбике, Афганистане и др. странах;

 в апреле 1986 г. Рейган санкционировал бомбардировки правительственных объектов в Триполи и Бенгази, в ответ на инспирированное Ливией террористическое нападение на американский военный персонал в Европе;

 в ходе ирано-иракской войны (1980 – 1988 гг.) Рейган активно поддерживал Ирак;

 в ноябре 1986 г. разразился политический скандал – «дело иран-контрас», болезненно ударивший по репутации 40-го президента США.

СПРАВКА

ДЕЛО ИРАН-КОНТРАС (англ. Iran-Contra affair) – крупный политический скандал в США во второй половине 1980-х годов. Разгорелся в конце 1986 года, когда стало известно о том, что отдельные члены администрации США организовали тайные поставки вооружения в Иран, нарушая тем самым оружейное эмбарго против этой страны. Дальнейшее расследование показало, что деньги, полученные от продажи оружия, шли на финансирование никарагуанских повстанцев-контрас в обход запрета конгресса на их финансирование. Для юридического прикрытия сделок по поставке оружия была основана фирма «Энтерпрайз», открывшая несколько офшорных банковских счетов и торговых контор по поставкам оружия. В качестве её учредителей выступили связанный с ЦРУ отставной генерал-майор ВВС США Ричард Секорд и иранский эмигрант Альберт Хаким. Весной 1985 года первая партия оружия, приобретенная через «Энтерпрайз», была передана «контрас».

В мае 1985 года был разработан механизм поставки американского оружия в Иран при посредничестве Израиля. Со стороны Израиля в планировании механизма поставок принимали участие премьер-министр Израиля Шимон Перес (р. 1923 г.), генеральный директор министерства иностранных дел Давид Кимхи (1928 – 2010), торговцы оружием А. Швиммер и Я. Нимроди. Со стороны США в обеспечении операции принимали участие консультант Совета национальной безопасности США Майкл Ледин (р. 1941 г.) и Оливер Норт (р. 1943 г.).

До начала поставок оружия между американцами и израильтянами было заключено соглашение о том, что Израиль получит «соответствующую компенсацию» за поставки оружия в Иран. 30 августа 1985 года в Иран было доставлено 100 противотанковых ракет BGM-71 TOW (в обмен на это был освобожден один из американских заложников), 14 сентября 1985 года – ещё 408 ракет TOW. В дальнейшем, в Иран были переданы запчасти к зенитным ракетам «MIM-23 Hawk». 18 и 28 февраля 1986 года из города Эйлат в Иран были переправлены ещё 400 ракет TOW

Расследование продолжалось шесть с половиной лет и его стоимость к концу июля 1993 года составила 35 млн. долларов. 18 января 1994 года был опубликован отчёт с окончательными итогами расследования. В декабре 1992 года преемник Рейгана – президент США Дж. Буш подписал указ об амнистии для участников скандала.

Читайте также: «Шесть стрел» Мустафы Кемаля Ататюрка

Новый политический курс Рейгана (а частности знаменитый «план Анаконда») предполагал ограничение доступа СССР к высоким технологиям; подрыв советских стратегических ресурсов, в том числе снижение стоимости советских товаров и нефти на мировых рынках; увеличение военных ассигнований с целью обескровить экономику СССР, вынужденного отвечать на военные вызовы США и НАТО. Такая тактика госдепа сработала. К середине 1980-х гг. Советский Союз начал выдыхаться.

Геополитическая «перезагрузка» Джорджа Буша-старшего

1

ДОСЬЕ

После окончания школы в 18 лет стал самым молодым пилотом ВМФ США. В течение Второй мировой войны осуществил 58 боевых вылетов и был награжден «Пурпурным сердцем» и «Крестом за боевые заслуги». В 1945 – 1948 гг. учился в Ельском университете, после окончания которого работал в техасской нефтяной кампании.

Благодаря нефтяному бизнесу, к 40 годам Джордж Буш стал миллионером. С 1960-х годов в большой политике. В 1970 – 1973 гг. – представитель США в ООН. В 1973 г. – глава Нацкомитета республиканской партии, защищавший Никсона в течение Уотергейтского скандала. В 1974 г. возглавил миссию по связям США с КНР. В 1976 – 1977 гг. – директор ЦРУ. В 1980 г. боролся за номинацию от Республиканской партии на президентских выборах, где конкурировал с Р. Рейганом. Со временем стал вице-президентом его администрации. Возглавлял кампанию по борьбе с наркоманией. Посетил множество иностранных государств, выполняя важные внешнеполитические задания 40-го президента Америки. В 1988 г. победил на выборах своего конкурента от демократической партии, губернатора штата Массачусетс Майкла Дукакиса (р. 1933 г.) и стал 41-м президентом США. Ныне является самым пожилым среди живущих ныне американских президентов. Джордж Буш – первый президент США чье имя состоит из четырех слов и последний в мире ныне живущий экс-глава государства, воевавший во Второй мировой войне.

Внешнеполитический курс Джорджа Буша-старшего характеризует взвешенность и умеренность.

 в отличие от Рейгана, оказывавшего поддержку антикоммунистическим режимам (Анголы, Афганистана, Камбоджи, Никарагуа), Буш призвал повстанцев достичь взаимопонимания с правительствами своих стран и направлял им лишь незначительную гуманитарную помощь;

 после знаменитых волнений в КНР в 1989 г. на площади Тянанмынь, США заняли позицию невмешательства, ограничившись введением против Китая ограничительных санкций, которые вскоре были отменены;

 в 1989 г. по его инициативе было организовано вторжение в Панаму (операция «Правое дело» 20 декабря 1989 – 31 января 1990 г.) для свержения коррупционного правительства генерала Мануэля Норьеги (р. 1934 г.), тесно связанного с организацией наркотрафика в США;

 дипломатия Буша способствовала улучшению отношений с СССР. 2-3 декабря 1989 г. состоялась встреча лидеров сверхдержав на о. Мальта, в ходе которой президент и генсек фактически похоронили «холодную войну», поэтому мальтийский саммит некоторые политологи и историки сравнивают с ялтинской конференцией 1945 г., считая что «холодная война» длилась от Ялты до Мальты;

СПРАВКА

МАЛЬТИЙСКИЙ САММИТ – встреча лидеров Америки и Советского Союза 2-3 декабря 1989 года. Многие ученые расценивают данный саммит, как официальное окончание Холодной войны. На встрече Джордж Буш и Михаил Горбачев не подписали ни одного соглашения, а лишь устно высказали настроения о мире и тесном сотрудничестве друг с другом.

Официально саммит был созван для обсуждения текущей политической и экономической ситуации в Восточной Европе, которая переживала в то время значительные изменения благодаря разрушению железного занавеса. Что же касается ученых, то некоторые из них считают, что на этом саммите Союз, по сути, капитулировал перед США и пошел на ряд уступок внешнеполитического характера. К ним можно отнести договор о невмешательстве СССР в политику восточноевропейских стран, уступки по прибалтийским государствам, договор об объединении Германии и прочее. С американской стороны уступок не последовало, в ответ они лишь устно высказали поддержку процессу перестройки в СССР.

 30-31 июля 1991 г. президенты США и СССР подписали договор СНВ-1, предполагавший существенное сокращение ядерных арсеналов сверхдержав;

СПРАВКА

ДОГОВОР МЕЖДУ СССР И США О СОКРАЩЕНИИ И ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ (ДОГОВОР СНВ-1) – подписан президентами СССР и США в Москве 31 июля 1991 г.

Договором СНВ-1 было предусмотрено в течение семи лет сократить общее количество носителей стратегической триады каждой стороны до 1600 ед., а количество боезарядов на них до 6000 ед. Количество развернутых тяжелых МБР не должно превышать 154 ед.

Одновременно Договор устанавливал подуровни по числу боезарядов на различных стратегических носителях, правила зачета боезарядов на носителях, инспекционные процедуры и меры контроля. К концу семилетнего срока количество боезарядов на МБР и БРПЛ не должно было превышать 4900 ед., на мобильных ПУ МБР – 1100 ед., на тяжелых МБР – 1540 ед.

Договор определял проведение сокращений в три этапа.

Этап первый – к концу трехлетнего периода количество носителей в стратегической «триаде» каждой стороны не должно превышать 2100 ед., количество боезарядов на них – 9150 ед., количество боезарядов на МБР и БРПЛ – 8050 ед.

Этап второй – к концу пятилетнего периода количество носителей на каждой «триаде» – не более 1900 ед., количество боезарядов на них – 7950 ед., а на МБР и БРПЛ – в сумме не более 6750 ед.

Этап третий – конец семилетнего периода и достижение вышеуказанных количественных значений. Каждая из сторон обязалась ограничить суммарный забрасываемый вес МБР и БРПЛ к концу семилетнего срока до значения 3600 тонн. Каждая из сторон получила право уменьшать количество боезарядов МБР и БРПЛ существующих трех типов с суммарным количеством не более 1250 единиц.

Договором устанавливались правила определения количества ядерных боезарядов на тяжелых бомбардировщиках (ТБ) сторон: для 180 ТБ СССР – по 8 боезарядов, для 150 ТБ США – по 10 боезарядов, а для остальных ТБ сторон сверх указанных количеств – реальное оснащение каждого ТБ, для которого он предназначен. Устанавливались также количественные ограничения для неразвернутых СНВ.

В связи с упразднением СССР 30 декабря 1991 г. было заключено Минское соглашение между государствами-участниками СНГ по стратегическим силам и 23 мая 1991 г. в Лиссабоне подписаны Протоколы к Договору по СНВ Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном в качестве государств-правопреемников бывшего СССР по этому Договору.

Украина, Белоруссия и Казахстан обязались в кратчайший срок присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия от 1 июня 1968 г. в качестве безъядерных государств, т.е. ликвидировать ядерные вооружения на своих территориях.

5 декабря 2001 г. Россия и США объявили о выполнении всех условий Договора СНВ-1. Срок его действия истек 4 декабря 2009 года.

 На фоне распада СССР именно при Буше («могильщике мировой социалистической системы») США внедрили программу экономической помощи странам СНГ;

 в 1990 г. Буш инициировал вторжение в Ирак (операция «щит пустыни» (август 1990 – январь 1991 г.) и «буря в пустыне» (17 января – 28 февраля 1991 г.) с целью деокуппации Кувейта и свержения агрессивного режима Саддама Хусейна (1937 – 2006);

 17 декабря 1992 г. совместно с представителями Канады и Мексики, Джордж Буш подписал соглашение о зоне свободной торговли НАФТА (North American Free Trade Agreement, NAFTA), вступившее в силу 1 января 1994 г.
Внешняя политика США в конце 1980-х – начале 1990-х гг. способствовала распаду СССР, оформлению монополярного мира и победе Америки в «холодной войне». Это означало начало геополитической перезагрузки всей системы международных отношений.

«Техасский ковбой» – Джордж Буш-младший

1

ДОСЬЕ

Старший сын Дорджа Герберта Уокера Буша – 41-го президента США. В 1968 г. закончил Ельский университет и получил степень бакалавра. Служил летчиком-истребителем в Национальной авиационной гвардии штата Техас. В 1975 г. получил степень магистра в Гарвардской школе бизнеса. В 1975 г. начал профессиональную карьеру на одном из нефтегазовых предприятий штата Мериленд. До 1986 г. работал в газовой индустрии. В политику пришел в 42 года. Принимал участие в предвыборной кампании своего отца. В ноябре 1994 г. был избран губернатором штата Техас, а в 1998 г. стал первым главой этого штата переизбранным на второй срок. В ноябре 2000 г. победил на выборах кандидата от демократической партии Альберта Гора (р. 1948 г.) и стал 43-м президентом США и первым президентом-республиканцем в XXI веке.

Одним из приоритетных направлений внешнеполитического курса администрации Джорджа Буша младшего стало укрепление отношений с европейскими союзниками и усиление НАТО. Во внешней политике Буш-младший вел себя как агрессивный ковбой, иногда затмевая своей эксцентричностью Р. Рейгана. Фабула «доктрины Буша» сводилась к позиционированию Америки как единственной сверхдержавы борющейся с мировым злом в лице экстремистов и террористов, для усмирения которых все средства хороши. Яркие внешнеполитические шаги администрации Дж. Буша проявились:

 во время встречи президента США с британским премьер-министром Тони Блэром (1997 – 2007) в конце февраля 2001 г. в Кэмп-Девиде, в ходе которой стороны подтвердили политику «особых отношений» США и Великобритании сложившихся еще во времена Второй мировой войны;

 после терактов 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне, Буш объявил войну терроризму. Уже 7 октября 2001 г. США (в составе международной коалиции) начали военные дествия в Афганистане против правящего режима Талибан, который поддерживал мусульманские эккстремистские оргнаизации. Война закончилась свержением талибов и установления международного контроля за процессом демократизации Афганистана;

СПРАВКА

События 11 сентября 2001 г. в результате которых погибло около 3 тыс. чел. коренным образом изменили характер внешней республиканской администрации США. Джордж Буш записал в своем дневнике: «Сегодня был Перл-Харбор XXI века». Для выявления и наказания террористов Буш консолидировал силы союзников по НАТО и даже прибег к сотрудничеству с Россией и Китаем. Была создана глобальная антитеррористическая коалиция начавшая боевые действия в Афганистане и Ираке. К слову сказать, повторное вторжение в Ирак без соответствующей международной санкции раскололо коалицию. Против этой затеи высказались Россия и Китай, а также ряд старых натовских сателлитов США. Подобный демарш создал угрозу дипломатической изоляции Америки.

 в июне 2002 г., США вышли из советско-американского договора по ПРО (1972 г.) и возобновили работы по созданию национальной системы противоракетной обороны. Только в 2005 г. оборонный бюджет США достиг 401,7 млрд. дол. – больше чем военные бюджеты всех стран мира вместе взятых;

 вопреки решениям ООН, 20 марта 2003 г. Буш санкционировал начало войны в Ираке. Поводом к началу конфликта стало обвинение о наличии у Саддама Хусейна оружия массового уничтожения. В итоге в апреле 2003 г. Ирак был побежден, С. Хусейн 30 декабря 2006 г. казнен, но супероружия обнаружено не было;

 с 2001 г. приоритетными позициями во внешней политике США стали Ближний Восток и Центральная Азия – места дислокации транснациональных террористических сетей, евразийские центры наркотрафика и регионы где были сосредоточены большие запасы углеводородных полезных ископаемых;

 поэтому не случайно кроме Ирака и Афганистана, США выдвигают военно-политические претензии Ирану, обвиненному в разработке боевого плутония. Это привело к введению санкций против крупнейшего шиитского государства Передней Азии. С 1979 г. и до нынешнего времени Иран демонстрирует последовательный антиамериканизм;

 администрация Дж. Буша активно поддерживала «цветные революции» в Восточной Европе и на постсоветском пространстве. Значительная часть из них (Грузия, Украина) были успешными для США, что привело к ослаблению позиции России на Балканах, в Черноморском регионе и в Центральной Азии;

 Буш был активным сторонником размещения элементов ПРО США (2007 г.) в странах Восточной Европы, а также выступал за скорейшее вступление в НАТО Грузии, что вызвало противодействие стран «старой Европы» и России;

 в начале 2008 г. 43-й президент США поддержал идею независимости Косово, а также (в августе 2008 г.) выступил в защиту территориальной целостности Грузии и против независимости Абхазии и Осетии;

 именно во времена Буша-младшего произошел сдвиг политики США в отношении России в направлении «селективного взаимодействия при селективном сдерживании». Ее проявлениями были: антироссийская риторика, инспирирование давление Запада на Россию, сворачивание работы совета Россия – НАТО, ограничение взаимодействия с Россией «группы восьми», торможение процессов вступления России в СОТ и ОБСЕ, попыток милитаризации Черного моря и Центральной Азии, лоббирование транзита энергоресурсов из Каспийского моря в обход территории России и пр.

В соответствии со «Стратегией национальной безопасности США» в годы правления Буша-младшего внешняя политика США покоилась на трех китах: доктрине непревзойденной амриканского военного превосходства, концепции превентивной войны, готовности действовать в одиночку, если многостороннего сотрудничества для достижения внешнеполитических целей США достичь невозможно.

Послесловие

Таким образом, как свидетельствует история, внешняя политика республиканской партии США согласно классическим канонам дипломатии всегда была гибкой и неоднозначной. Несмотря на изменение ее доктринальных постулатов, Белый дом твердо и неуклонно диктовал свою волю на международной арене. Учитывая тот факт, что во внешней политике понятия «друг» и «враг» почти всгда размыты, американские президенты придерживались и придерживаются древнеримского принципа «разделяй и властвуй». Если учесть тот факт, что США является оплотом капиталистического мира и экспортером демократических ценностей, можно со стопроцентной уверенностью констатировать, что линия их поведения на международной арене останется неизменной. Немаловажную роль в этом играет и общий имидж сверхдержавы. Так сложилось, что к началу XXI века окончательно оформился монополярный миропорядок, главенствующую роль в котором играют именно Соединенные Штаты Америки. Их геополитические интересы охватывают весь земной шар. Поэтому, выступая в роли арбитра и трансформатора международной напряженности, Америка является одной из организующих и регламентирующих субъектов мировых политико-экономических и социальных процессов. Такого рода поведение соответствует британской внешнеполитической формуле предложенной виконтом Генри Пальмерстоном (1764 – 1865) еще в XIX в., когда у государства «нет ни вечных союзников, ни постоянных друзей. У него есть только постоянные интересы». Не следует забывать и том, что современный мир переживает период глобализации, которая, как известно, предполагает рост системной взаимосвязи человечества, формировании светоцелостности, как социальной реальности, при условии движения к глобальному мировому обществу. Почти все эти процессы контролируют именно Соединенные Штаты Америки и вряд ли они кому-либо и когда-либо будут готовы уступить их.

Какую линию проведения на международной арене выберет новоизбранный 45-й президент США сказать сложно. Ясно лишь одно: несмотря на свою эпатажность и эксцентричность, глава Белого дома будет вынужден соблюдать союзнические и договорные условия своих предшественников, причем как республиканцев, так и демократов. Дональд Трамп будет всегда зависеть от объективных факторов развития мировой политической системы. Даже гибкий ответ на вызов не всегда означает отступление, а лишь перегруппировку сил для достижения тактического и стратегического перевеса в мировой политике. В любом случае он не должен допустить реанимации «холодной войны», печальный опыт которой заставит американских налогоплательщиков задуматься о поддержке республиканцев на ближайших выборах в Конгресс (в 2018 г.), а также переизбрании президента (в 2020 г.) на второй срок.

Одним словом, несмотря на громкие предвыборные заявления, Трамп будет рационально взвешивать каждый свой шаг, дабы не лишиться поддержки своего электората и политических союзников в Европе. Он, согласно концепции известного политолога Збигнева Бжезинского (р. 1928 г.), должен войти в роль «опытного гроссмейстера, мастерски двигающего фигуры на мировой шахматной доске». Напомним, что власть президента США довольно весомая, но не абсолютная. Наличие реального механизма сдержек и противовесов позволяет делать главу Белого дома зависимым от политической конъюнктуры как внутри государства, так и за его пределами. Как показывает статистика, несмотря на популярность политическая позиция республиканцев напоминала поведение «слона в посудной лавке». Именно президенты-республиканцы (в соотношении с демократами) конфликтующие с системой зачастую покидали свой пост досрочно и неестественным путем, причем не только из-за рокового «проклятия Текумсе»

Проще говоря, американский политический «предохранительный клапан» в виде импичмента исправно работает, а в случае его «выхода из строя» профессиональных последователей Джона Бута (1838 – 1865), Леона Чолгоша (1873 – 1901) или Шарля Гито (1841 – 1882) можно всегда легко найти…

Александр САЛТАН, СЛЕД.net.ua

Источник заглавного фото Uznayvse.ru

Следите за нашими обновлениями в социальных сетях: Facebook, Twitter , Google + и LiveJournal.








читайте также

В рядах российско-террористических войск на Донбассе распространяется информация о том, что Вооружённые силы Украины (ВСУ) готовят масштабное наступление на восток страны.

Как информирует издание "Апостроф", об этом на своей странице в Facebook сообщает Главное управление разведки Министерства обороны Украины.

Работая в больнице в Константиновке, медсестра передавала своему мужу-террористу информацию о расположении позиций, перемещений личного состава и военной техники сил АТО.
Читать больше...

Вдова погибшего в АТО полковника украинской милиции Виктора Ещенко, Елена Ещенко, благодаря поддержке команде движения "Сила права", смогла добиться в суде признания его гибели в ходе вооружённой агрессии России.
Читать больше...

Страницы

FB twiter LJ rss

Блог

Гипотетическая выемка документов по-настоящему пугает Гонтареву. Ведь она автоматически становится важным свидетелем. С невозможностью «отпетлять», так как весомая доля личных активов ВА именно в Европе. Но только показания в обмен на личные гарантии...
Читать больше