Если ты ходишь по грязной дороге, ты не сможешь не выпачкать ног (с) И. Кормильцев

1 2 3 4 5 6 7

Несмотря на потерю в результате вторжения России Крымского полуострова и войну на Юго-Востоке Украины, не прекращающуюся уже третий год, Киев в 2014-2015 гг. (данные за текущий год будут опубликованы только ближе к осени 2017-го) был довольно активен на внешних рынках ВВСТ - «вооружения, военной и специальной техники»…

Разумеется, объемы экспорта ВВСТ Украиной не идут ни в какое сравнение с показателями первой десятки игроков мирового оружейного рынка (кстати, интересно отметить, что в этой десятке прочно прописался Израиль, все население которого равно населению Киева и Киевской области – видимо для того, чтобы стать одним из лидером мирового рынка вооружений, недостаточно быть «второй Францией» в географическом и «второй Испанией» в демографическом смыслах слова). Тем не менее - уже то обстоятельство, что в условиях имеющей место компроментации Украины как геополитического игрока и вообще - стабильного партнера, специалисты «Укрспецэкспорта» (генеральный директор – Павел Букин) и его дочерних предприятий все же добились некоторых успехов, не может не вызывать определенного уважения.

1

Павел Букин - слева на фото

С более подробным обзором географии, номенклатуры и количества поставок основных видов обычного вооружения Украиной за два предпоследних года читатель может ознакомится в прилагаемой в конце статьи таблице, а пока поговорим о самом существенном. Наиболее неприятной «ложкой дегтя» для отечественного военного экспорта стала утрата на неопределенный срок позиций Украины в сфере экспорта продукции военной кораблестроения. В 2010-м на этом направлении наметился было долгожданный прорыв. Континентальный Китай заказал Феодосийской Судостроительной Компании (ФСК) «Море» (на момент аннексии Крыма Россией предприятие находилось под санацией; управляющим санацией был Виталий Кривенко, а распорядителем имущества компании – Роман Марченко) четыре малых танкодесантных корабля на воздушной подушке (ДКВП) проекта 958 «Бизон» с покупкой также и лицензии на их дальнейшее строительство в КНР.

Этот контракт справедливо отмечался, как большая победа, поскольку после скандала с поставкой в Грецию ФСК «Море» еще в прошлом тысячелетии малого танкодесантного корабля на воздушной подушке проекта 1232.2 «Зубр», изошедшего микротрещинами в первые же два года эксплуатации, репутация украинского производителя оказалась серьезно подмоченной и контракт на оставшиеся три корабля этого типа был передан греками в Санкт-Петербург.

Читайте также: Нюансы боевой машины "Оплот" или Кому выгоден "белый слон" в танковых войсках?

Проект 958 представлял собой дальнейшее развитие ДКВП типа «Зубр» и стал первым проектом боевого корабля, доведенном в Украине до стадии реализации «по полному циклу» – от разработки проекта до поставки Заказчику. При его проектировании были учтены технологические недостатки «Зубров» феодосийской постройки (наличии многочисленных микротрещин отмечалось отнюдь не только у кораблей для греческого флота: аналогичный десантный корабль ВМС Украины «Донецк» пошел на слом, прослужив всего 16 лет – для современного боевого корабля срок анекдотически малый).

Однако «Недолго музыка играла…» и в марте 2014-го судостроительные мощности Крыма оказались утрачены вместе с полуостровом. Причем были утеряны не только производственные мощности и персонал, но конструкторско-технологическая документация: проект 958 разрабатывался не в Казенном Исследовательско-Проектном Центре Кораблестроения в Николаеве, а непосредственно в проектно-конструкторском бюро завода. До аннексии Крыма Украина успела поставить КНР всего два ДКВП проекта 958 (второй ушел к заказчику буквально «из под носа» у россиян – 1 марта 2014-го), после чего контракт ушел туда же, куда ушли (вместе с территорией полуострова) персонал, производственные мощности и конструкторская документация - к Российской Федерации.

Читайте также: Канадские истребители CF-18: кто саботирует их поставку Воздушным Силам Украины?

Впрочем, справедливости ради следует отметить, что сами феодосийские судостроители от этого не только не пострадали, но даже выиграли: вновь обретя монопольные положение на рынке десантных кораблей на воздушной подушке, Россия моментально пересмотрела финансовую составляющую контракта, увеличив стоимость постройки двух оставшихся кораблей с 50 млн. до 100 млн. USD.

Разумеется, категорически утверждать, что для украинского военного кораблестроения все потеряно на экспортных рынках навсегда все же не следует. В Николаеве на Черноморском судостроительном заводе (генеральный директор – Валерий Калашников; предприятие принадлежит «Смарт-Холдинг» Вадима Новинского) строится корвет проекта 58250 и в случае успешного завершения его строительства, а также обнадеживающих результатов службы корабля во флоте - теоретически возможны и экспортные заказы на него.

1

Вадим Новинский

Однако конкуренция на рынке корветов куда более жесткая, чем на рынке десантных кораблей на воздушной подушке и пробиться на него украинским судостроителям будет куда труднее. Кроме того, еще одна проблема состоит в том, что корвет проекта 58250 в нынешних условиях ВМС Украины объективно не нужен – из-за чего (а так же из-за большой – примерно 250 млн. EUR - стоимости строительства) достройка его остается под большим вопросом. В любом случае – пройдут еще многие годы, прежде чем (и если) Украина вновь выйдет на мировые рынки боевых кораблей.

Следующий сюжет может быть отнесен к категориям и «ложки дегтя», и «бочки меда» одновременно. В 2015-м Украина наконец-то начала практическую реализацию второго (после известной поставки 320-ти танков в Пакистан) в своей истории «Большого танкового контракта». Речь идет о поставке в Таиланд 186 танков «Оплот-Т» на сумму около 960 млн. USD, из которых в 2015-м году, с опозданием на два года, Заказчику поступили первые пять машин. Насколько Заводу им. В. А. Малышева (генеральный директор – Александр Хлань) удастся выйти на запланированные темпы серийного производства (а назывались цифры вплоть до 50-ти машин в год) - покажут текущий и следующий годы.

Кроме того, следует отметить, что заказ на 196 танков - это «протокол о намерениях». Таиландская сторона пока заключила «твердый контракт» на поставку только 20% от этого числа, а именно 49-ти машин. По результату выполнения контракта на которые, а также по результатам эксплуатации их в своих войсках будет принимать решение о закупки каждой следующей партии (всего контракт разбит на четыре «лота» по 49 машин каждый).

Данный контракт является серьезным испытанием, как для завода им. Малышева, так и для его смежников, прежде всего мариупольской «Азовстали» (генеральный директор – Энвер Цкитишвили; предприятие входит в группу «Метинвест», возглавляемую Юрием Рыженковым и контролируемую System Capital Management Рината Ахметова на паях со «Смарт-Холдинг» Вадима Новинского) – производителя броневых плит и броневых отливок для практически всей отечественной бронированной боевой и вспомогательной техники. Репутация предприятия в этом плане довольно противоречива.

1

Энвер Цкитишвили

С одной стороны - на его счету поставка броневых заготовок в рамках пакистанского танкового контракта, исполненная блестяще. С другой стороны – имел место факт поставка совершенно некачественных бронекорпусов для БТР-4Е, заказанных Ираком (который, в результате – поскольку, вы будете смеяться, местные БТРы так же изошли трещинами, как ранее греческий «Зубр»; видимо трещины в корпусах изделий являются специфическим национальным бедствием ВПК Украины – отказался от дальнейших закупок, получив лишь примерно четверть от общего числа запланированных к поставке бронетранспортеров и бронированных машин на их базе).

Впрочем, на самой «Азовстали» обвинения в «бронебракодельстве» решительно отвергают. И возможно – не без оснований. Если смежники (в случае с Ираком – Лозовский кузнечно-механический завод) технологически неграмотно организовали изготовление бронекорпусов из уже поставленных вполне качественных бронезаготовок (теоретически такое вполне может быть: бронекорпуса при изготовлении подвергаются интенсивному термическому и механическому воздействию и при неправильно подобранной технологии – или, что чаще бывает, – при недостаточно твердом выдерживании технологии, в принципе правильной - бронедетали действительно можно «запороть», даже изготовляя их из заготовок надлежащего качества).

Впрочем, как бы там ни было - кто на самом деле виноват в «трещиноватости» иракских БТРов - тайна велика есть. Расследование, если и проводилось, то настолько узковедомственное, что его результаты остаются доступными только крайне ограниченному кругу «особо посвященных». Что же касается Завода им. Малышева, то - чтобы выдержать заявленный темп поставки «Оплотов» в Таиланд - ему в этом году необходимо выйти на уровень производства не менее 28-ми машин (без учета производства по заказам МО Украины). Удалось ли это заводу - узнаем примерно через год.

Читайте также: Оружейно-экспортное наследие. С кем и как Украина торгует оружием во время войны (часть вторая)

А пока в Таиланде, похоже, начинают уставать ждать. В статье «More Details of VT4 MBT in Thailand», опубликованной в сентябрьском (с.г.) номере журнала Kanwa Asian Defence, сообщается со ссылкой на источники издания в вооруженных силах Таиланда, что Таиланд и КНР в апреле 2016 г. подписали контракт на поставку танков VT4/MBT2000 производства китайского концерна NORINCO. Первая партия будет состоять из (интересное совпадение!) 28-ми машин, первая поставка была запланирована на сентябрь 2016 г. Причем среднеконтрактная цена одного танка составила 5,3 млн. USD (против 4,89 млн. USD за один «Оплот-Т»), но тайских военных не остановило и это….

Разумеется, не обошлось в 2014-2015 гг. и без традиционных для Украины «аттракционов невиданной глупости». Таковых в нашей жизни много, но в части военного экспорта стоит отметить два, противоположных по характеру, но равных по своему идиотизму. Первый - разрыв в 2014 г. по инициативе Украины контракта на поставку в Демократическую Республику Конго (бывший Заир) 50-ти танков Т-64БМ1М. Данный контракт имел стратегическое значение, так как на внешний рынок впервые прорывался основной танк в украинских арсеналах - Т-64.

Однако тогдашним премьер-министром Арсением Яценюком было лично принято (официально все, впрочем, было оформлено как «плод «коллективного разума» - сиречь Постановлением Кабинета Министров) чисто популистское решение реквизировать эти 50 танков на нужды АТО (при том, что у Украины на начало 2014 г. имелось в общей сложности 2262 танка; но даже если смотреть только на штатный танковый парк ВС Украины по состоянию на 2014 год - 50 машин все равно ничего не решали).

1

Арсений Яценюк

Более того, эти танки даже не достались Сухопутным Войскам, а были переданы Национальной Гвардии (понесшей мизерные по сравнению с Армией потери за время кампании на Юго-Востоке и - что даже важнее - специфика боевой работы которой совершенно не требует наличия в ее составе танковых подразделений). Картина становится совсем удручающей, если учесть, что за один поставленный на экспорт танк даже «б/у» можно отремонтировать и вернуть в строй до 10-ти машин такого же типа.

Противоположные (но абсолютно сходные по абсурдности) случаи имели место в 2014-2015 гг. с ударными вертолетами. Украина за эти годы поставила странам Черной Африки 7 Ми-24 (в том числе 3 машины новейшей модификации от «Мотор Січі» Ми-24В-МСБ). Оценивая это «художество» следует помнить, что с ударными вертолетами в арсеналах Украины ситуация прямо противоположная, нежели с танками. Если первых многократный избыток против штатов, то вторых - острейший дефицит (на 01.01.2013 г. в Украине имелся всего 121 ударный вертолет).

Читайте также: "Малки" с "Пионами" или Новая "игрушка" Полторака и Муженко

Впрочем, формально – все, конечно, законно. Вертолеты изымались не из штатного авиапарка Армейской авиации Сухопутных Войск, насчитывавшего на начало 2014 г. всего 72 вертолета этого типа, а из номинально «сверхнормативных резервов». Но существенная деталь в том, что «сверхнормативные резервы» боевых вертолетов в украинских арсеналах созданы искусственно – за счет искусственно же заниженных штатной численности указанных вертолетов в строевых чястях, далеко не покрывающей даже вызванных ограниченными боевым задачами потребностей.

Разумеется, официально «Укрспецэкспорт» тут не при чем. Штаты Армейской авиации разрабатываются ее штабом и командующим (генерал-майор Валентин Пистрюга) по согласованию со штабом и командованием Сухопутных Войск (командующий – генерал-лейтенант Сергей Попко; в 2014-2015 гг. этот пост занимал генерал-лейтенант Анатолий Пушняков) и утверждаются начальником Генерального штаба (начальник – он же «оперативный» Главнокомандующий ВС Украины – генерал армии Виктор Муженко). Однако крайне сомнительно, что вся эта компания товарищей в лампасах не понимала масштаба подлинной потребностей Армии в боевых вертолетах – если ей конечно, не «помогли» этого «не понять» любители создания «сверхнормативных излишков, подлежащих реализации и утилизации».

1

Виктор Муженко

В целом - оружейный бизнес страны после смены политического режима, чересчур претенциозно (если поглядеть на имеющиеся плачевные результаты «очищения власти» – начиная с главы государства, владеющего преуспевающей кондитерской фабрикой в стране, официально признанной в Украине агрессором) называемого «Революцией Достоинства», остается таким же, как прежде - находящимся на «ручном управлении» Президента Украины и пропитанным коррупцией. И если не случится чего-либо совершенно экстраординарного - ранее 2019-го года никаких существенных изменений в этой части ждать не следует. Да и честно говоря не факт, что они настанут и в году 2019-м…

1

Кроме того, в 2014-2015 гг. Украиной было экспортировано 42817 ед. боевого стрелкового оружия и 107 ручных противотанковых гранатометов.

Сергей МИДДЕЛЬДОРФ, СЛЕД.net.ua

Источник заглавного фото kolokoll - LiveJournal

Следите за нашими обновлениями в социальных сетях: Facebook, Twitter , Google + и LiveJournal.








читайте также

Заслуженный фабрикант судебных экспертиз Украины Александр Рувин

Рувин Александр Григорьевич - отъявленный аферист, профессор мошеннического дела, а ни какой не доктор, тем более не имеющий абсолютно никакого отношения к генеральскому составу правоохранительных органов. Все награды его муляж!

Руководитель аннексированного Крыма Сергей Аксёнов, его родственники и их нажитое имущество в Москве

По семье Аксёнова, который на сегодняшний день является руководителем Крыма после его аннексии, провели разбирательство касательно причины стремительного обогащения. Все разбирательства были опубликованы изданием The Insider.

Страницы

FB twiter LJ rss

Блог

Это что, простите, за бред в интервью Генпрокурора? На складах рынка «7 километр» сто тысяч тонн ткани. Серьезно? Сто тысяч?! Вообще такое количество украинская легкая промышленность использует за год. Спрашивается сразу два вопроса. Первый – нахрена загонять это ненужное громадное количество ткани на один рынок сразу? Второй – как это вообще там поместилось? Юрий Витальевич, вы вот это серьезно или в порядке бреда? Вас грубо подставили те, кто готовил материалы. Увольняйте идиотов, дальше будет только хуже...
Читать больше