Если ты ходишь по грязной дороге, ты не сможешь не выпачкать ног (с) И. Кормильцев

1 2 3 4 5 6 7

Ровно двадцать лет назад, 28 июня 1996 года, Верховная Рада утвердила основной закон нашей страны – Конституцию Украины. Длительный и беспрецедентный для бывших советских республик конституционный процесс, наконец-то, завершился. Украинцы сломали традиционный исторический стереотип многовекового аболиционизма, который для них ассоциировался со свободой и природной демократией.

Рожденный в муках документ принято считать юридически выраженным политическим компромиссом ветвей государственной власти, а также законодательным оформлением политической системы украинского государства на ранней стадии независимости.

Разрабатывая и принимая Конституцию, отечественный истеблишмент продемонстрировал постсовковый уровень политической культуры. В его основе лежат глубокие ментальные традиции антагонизма парламентской олигархии и президентского волюнтаризма.

Конституция – паспорт украинского государства

В течение столетий украинцы не имели своего национального законодательства. Такой феномен объясняется двумя факторами: отсутствием подлинно суверенного государства и природной склонностью к анархизму, считавшемуся универсальным социально-политическим укладом украинского общества. Зачастую, систему права украинцам навязывали те, кто аннексировал их земли, привнося свои законы извне. В качестве одного из универсальных инструментов контроля и влияния выступало законодательство, призванное регулировать взаимоотношения между оккупационной властью и обществом.

Своеобразной альтернативой или скорее противопоставлением писаным нормам права (как отечественным, так и зарубежным) стали традиции запорожских казаков, представлявшие собой смесь обычаевого права и разноплановых моральных норм, основанных на религии и архаическом образе жизни.

Отсутствие национального законодательства объясняется также отсутствием подлинно украинского государства, в котором система права выступает одним из его базовых признаков.

До середины XVII века – момента создания казацкой державы, ставить вопрос о каких-либо русинских законах не имеет никакого смысла. Впрочем, недолгий период подлинного суверенитета сменился активным вмешательством России во внутренние дела Украины. Как следствие, к началу 1780-х годов XVIII в. от каких-либо казацких законов не осталось и следа.

Наиболее ярким юридическим эпизодом казацкого периода истории Украины стали «Пакты и Конституции законов, вольностей Войска Запорожского» утвержденные 16 (5) апреля 1710 г. гетманом Филиппом Орликом (1710 – 1742), а позднее и шведским королем Карлом XII (1697 – 1718). К слову сказать, Конституция Филиппа Орлика считается одним из первых в мире нормативных актов такого типа.

СПРАВКА

«Пакты и Конституции законов, вольностей Войска Запорожского» по своему замыслу опередили время. Их парадокс заключался в том, что они были написаны для государства, которого де-юре не существовало. Кроме того, они так и не были воплощены в жизнь, ведь Гетманщина к тому времени оказалась в цепких лапах Московии.

Принято считать, что этот нормативный акт заложил основы отечественного конституционализма.

Конституция Ф. Орлика на 77 лет старше американской, на 81 год – французской и польской, на 157 лет старше канадской и на 208 лет – российской.

Напомним, что конституция – это основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу, утвержденный высшим законодательным органом страны и заключающий в себе группу норм и принципов определяющих ключевые положения и порядок формирования государственной власти, территориального устройства, основные права и свободы граждан.

Таким образом, конституция является своеобразным паспортом государства, юридическим символом единства нации. Она лежит в основе всего законодательства, ведь ее ключевые положения являются правовым эталоном каких либо нормативных актов регулирующих важнейшие социальные отношения в стране.

Читайте также: Бессрочный английский депозит гетмана Полуботка

Попытки возрождения национального конституционного законодательства неоднократно предпринимались во время Украинской национальной революции 1917 – 1921 гг. В этот период в пределах этнических украинских земель существовало ряд государственных образований, анархистских и полуанархистских автономных областей. Законы, создаваемые властью, контролировавшей эти территории, в целом были чужды обществу. Их полная реализация была невозможна вследствие сложной внутриполитической и внешнеполитической обстановки вызванной Первой мировой и гражданской войной в Украине. Большевики, одержав верх в политической борьбе, уничтожили в зародыше зачатки национального государства и украинского законодательства. Наступил, аналогичный российскому, советский период украинской истории, растянувшийся на долгие 70 лет.

Демократизация по-горбачевски

В основе советского законодательства лежала общесоюзная конституция, формально определявшая основы политического строя первого в мире социалистического государства. Утверждаемые на очередном съезде коммунистической партии, конституции СССР, становились эталоном для их республиканских аналогов, которые легитимизировали региональные Верховные советы. Они представляли собой юридическое клише, «спущенное сверху» и единодушно одобренное всеми трудящимися той или иной советской республики. Начало такой соглашательской позиции общества было положено еще при Ленине, а довершил эти начинания товарищ Сталин.

История отечественного конституционализма советской эпохи, насчитывает четыре конституции УССР. Первая была утверждена 14 марта 1919 г. Она провозглашала власть рабочего класса в форме диктатуры пролетариата, ограничивая при этом в правах представителей выходцев из эксплуататорских классов.

Вторая украинская советская конституция начала действовать с 15 марта 1929 г. Именно она формально закрепила вхождение УССР в состав СССР на правах федеративной единицы.

Третья – сталинская конституция от 30 января 1937 г., провозгласила полную победу социализма, превращение диктатуры пролетариата в общенародное государство и создание в Украине демократического государства.

Четвертая и последняя - от 20 апреля 1978 г. – брежневская конституция, провозгласила построение «развитого социалистического общества». Конституционные устои были почти неизменными до момента начала перестройки, в ходе которой кремлевские «младореформаторы» пытались обновить политический фасад здания под названием Советский Союз.

Процессы демократизации, инициированные Генсеком СССР – Михаилом Горбачевым (р. 1931 г.), предполагали ряд изменений в сфере общесоюзного и республиканского законодательства. Горбачев наметил план децентрализации огромной, по-сути, унитарной советской империи. Так он пытался заручиться поддержкой региональных элит, которые на фоне социально-экономического кризиса времен перестройки были крайне недовольны неэффективной политикой Кремля.

Базовой и завершающей в пакете децентрализации СССР была конституционная реформа 1988 г., направленная на обновление советской компартийной системы государственной власти СССР. Среди известных месседжей горбачевских реформ такая политика получила название «демократизация». Ее первый этап начался с апрельского (23.04) и июльского (1.07.) пленумов 1985 г., в ходе которой Горбачев обновил персональный состав Политбюро СССР, «задвинув» представителей старой брежневской и андроповской гвардии.

СПРАВКА

Апрельский пленум ЦК КПСС вывел из кандидата в члены Политбюро и главу КГБ СССР – Виктора Чебрикова (1923 – 1999), избрав членом Политбюро секретаря ЦК Николая Рыжкова (р. 1929 г.). На июльском пленуме ЦК был освобожден от обязанностей члена политбюро и секретаря ЦК (в связи с уходом на пенсию) соперник М. Горбачева на пост Генсека – Григорий Романов (1923 – 2008). Июльский пленум ЦК избрал членами политбюро Егора Лигачева (р. 1920 г.) и Эдуарда Шеварнадзе (1928 – 2014), освободив Николая Тихонова (1905 – 1997) от обязанностей члена политбюро в связи с уходом на пенсию. Должность Председателя Совета Министров СССР занял Николай Рыжков.

Промежуточным этапом обновления высшей партийной элиты Советского Союза стал XXVII съезд КПСС (25 февраля – 6 марта 1986 г.), который с подачи Генсека наполовину обновил состав ЦК КПСС. В течение последующих лет почти полностью были заменены первые секретари партийных комитетов республиканского, областного и районного уровня.

Это была самая масштабная партийная чистка после 1937 – 1938 гг., проводимая с целью укрепления власти Михаила Сергеевича. Опуская возню и противоборство отдельных персоналий в высших эшелонах власти, остановимся на конституционной идее последнего Генсека СССР о превращении советской империи в «социалистическую правовую державу». В основу концепции социалистического правового государства был положен принцип выборности партийной элиты, при условии ее реальной зависимости от самих избирателей. Горбачев полагал, что будущие выборы представительских органов государственной власти должны проходить на альтернативной основе и при тайном голосовании самих членов партии.

СПРАВКА

Лидером «обновленной» партноменклатуры, по замыслу Генсека, должен был стать его ставленник – Александр Яковлев (1923 – 2005), возглавивший реформаторское крыло. Номинальным лидером консервативной оппозиции был Егор Лигачев. Сам же Горбачев выступал в роли арбитра, надеясь на поддержку низших и региональных ячеек огромной компартийной пирамиды. Однако номенклатурные функционеры средних и нижних звеньев (в силу костности и боязни перемен) находились в плену железной партийной дисциплины и старались не высовываться, ожидая более благоприятного момента.

1

Михаил Горбачев
Осознавая, что «рыба гниет с головы», Михаил Сергеевич решил сделать «подкоп» под партийную номенклатуру, желая избавить ее от консерваторов и пенсионеров союзного значения.
Децентрализация и расширение роли советов, по его замыслу, должны были сделать более эффективной систему управления страной и вернуть доверие республик к союзному центру.

Кроме того, в советской системе власти существовала прямая зависимость советов всех уровней от воли парткомов, решавших все и вся. Свой замысел Горбачев изложил 28 июня 1988 г. в ходе выступления перед делегатами XIX партконференции (28.06 – 1.07. 1988). Согласно проекту горбачевской политреформы, высшим органом представительской власти в стране должен был стать съезд народных депутатов. Две трети депутатов съезда избирались народом путем прямых, тайных и свободных выборов, на альтернативной основе. Одна треть выдвигалась официально зарегистрированными гражданскими организациями КПСС, ВЛКСМ и профсоюзами. Съезд должен был собираться несколько раз в году, а его делегаты совмещали свои должности и депутатский мандат. Съезд избирал Верховный Совет СССР состоящий из 400 депутатов, главной функцией которого было исключительное право утверждать законы государства. Депутатский корпус ВС СССР должен был ежегодно обновляться, чтобы депутаты успели приобрести парламентский опыт. Политическая реформа Генсека превращала Верховный Совет СССР в единственный источник власти. В то же время главным должностным лицом страны становился глава ВС СССР, а не Генеральный Секретарь ЦК КПСС. Освободив Андрея Громыко (1909 – 1989) от бремени Председателя Президиума ВС СССР, на эту должность стал претендовать Михаил Горбачев. Озвученная генсеком позиция предполагала прения и дебаты, а также учёт мнения товарищей на местах. В этом должен был проявиться принцип гласности – еще одного горбачевского постулата времен перестройки.

Партноменклатура не восприняла столь радикальной инициативы первого лица государства. Ведь такого рода перетрубация настораживала партийных функционеров, привыкших к заведенному еще при Сталине порядку перемены мест. На XIX Всесоюзной партийной конференции 29 июня 1988 года советский писатель Юрий Бондарев (р. 1924 г.) с трибуны сравнил горбачёвскую перестройку с самолётом, который подняли в воздух, не зная, есть ли в пункте назначения посадочная площадка.

Но делегаты партконференции в традиционном духе одобрили такую политическую инициативу. Таким образом, запущенная Горбачевым конституционная реформа (по крайней мере, формально) меняла характер власти в СССР. Часть властных полномочий делегировалась советам, при условии отказа от руководящей роли КПСС, превращавшуюся в обычную партию (так называемой изменение шестой статьи конституции), что означало появление в советской истории такого понятия как многопартийность.

1 декабря 1988 года после «всенародного обсуждения» Верховный Совет СССР принял поправки в три главы Конституции СССР, касающиеся избирательной системы и связанные с учреждением нового органа власти — Съезда народных депутатов.

Выборы 26 марта – 4 апреля 1989 г. делегатов Съезда народных депутатов СССР и выборы 4 апреля 1990 г. в республиканские советы, избрание 15 марта 1990 г. Горбачева Президентом СССР III-м Съездом народных депутатов, фактически создали новую политическую реальность, не осознанную ни внутри страны, ни за ее пределами. Горбачевская политика децентрализации, более известная как советская конституционная реформа 1988 – 1989 гг., привела к постепенному обособлению республиканских элит, мечтавших избавиться от чрезмерной кремлёвской опеки.

Не нужен нам берег советский…

Трансформация политической системы СССР, начавшаяся благодаря инициативе Горбачева и конституционной реформе, породила центробежные тенденции, которые привели к так называемому конфликту республиканского и союзного законодательства, а также «параду суверенитетов», вызвавших распад Советского Союза. Вполне естественно, что Горбачев не желал и не ожидал такого развития событий. Он, как и большинство партийной элиты, верил, что «союз братских народов» не поколеблют никакие экономические трудности и политические неурядицы. Однако первые в СССР демократические выборы высших представительских органов власти показали, что коммунистические идеи в обществе весьма непопулярны. Коммунисты фактически потеряли монополию на власть.

Изменение союзной конституции 1977 г. требовало кодификации (внесения изменений) основного закона республик и автономных областей. Кроме того, для упрочнения межреспубликанских связей необходимо было определить параметры внутреннего суверенитета территориальных единиц Советского Союза, ведь согласно концепции союзного договора 1922 г. статус советских республик не позволял считать СССР подлинной федерацией. Не следует забывать и о Законе СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР» от 3 апреля 1990 г., чем не преминули воспользоваться отдельные регионы Советского Союза, в частности, Нагорный Карабах. Всё это грозило вспышкой гражданской войны в дряхлеющем пролетарском государстве.

В ряде республик, в том числе и в УССР, началась разработка правового поля, направленного на юридическое оформление истинной автономии. Эти события историки в один голос окрестили «войной законов», ведь регионы стремились обособиться от федерального центра, пытаясь легитимизировать свой полунезависимый статус, считая свое законодательство приоритетнее союзного. Как ни странно, но пример всем показала «старшая сестра» – РСФСР.

Парламент России 12 июня 1990 г. принял «Декларацию о государственном суверенитете РСФСР». Инициатором таких шагов стал беспартийный Председатель Верховного Совета РСФСР – Борис Ельцин (1931 – 2007), который ровно через год станет президентом самой большой советской республики. Появление подобного документа привело к образованию двоевластия центральных органов СССР и РСФСР. Используя такие шаги российской власти в качестве правового прецедента, политическая элита УССР начинает делать то же самое. Фактически с этого момента в Украине стартовал конституционный процесс 1990 – 1996 гг., хронологически разделенный на семь периодов:

1) от принятия Декларации о государственном суверенитете Украины 1990 г. до момента подготовки концепции Конституции Украины 1991 г.;

2) от принятия Концепции Конституции Украины в 1991 г. до вынесения первого проекта Конституции Украины на народное обсуждение (15 июля – 1 декабря 1992 г.);

3) от завершения обсуждения первого проекта Конституции Украины в декабре 1992 г. до подготовки и утверждения Верховной Радой Украины второго проекта Конституции Украины в мае 1993 г.;

4) май – ноябрь 1993 г. – доработка второго проекта Конституции Украины;

5) ноябрь 1993 – 1995 гг. – конституционный кризис в Украине;

6) подготовка и принятие Конституционного договора Украины в 1995 г.;

7) от принятия Конституционного договора в 1995 г. до принятия Конституции Украины 28 июня 1996 года.

Отправной точкой конституционного процесса считается 16 июля 1990 г., когда ВС УССР утвердил «Декларацию о государственном суверенитете УССР» /См. http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/55-12 /. Формально этот документ гарантировал защиту национальных интересов украинского народа, территориальную целостность УССР, властную реализацию принципа всеобщности под эгидой Верховной Рады УССР, полновластного органа республиканского правления и т. д. Проще говоря, украинские политики заявили о создании своей собственной хаты в пределах общего населенного пункта под названием Советский Союз.

СПРАВКА

Украинская ССР считалась «коммунистическим заповедником», во всем потакавшим воле Кремля. Но летом 1990 г. создалась уникальная политическая ситуация, которой и воспользовался украинский патриотический истеблишмент. Значительная часть депутатов-коммунистов отправилась на последний – XXVIII съезд КПСС (2 – 13 июля 1990 г.), поэтому законодательная и кулуарная инициатива перешла к оппозиционной фракции «Народна Рада» (лидер – Игорь Юхновский (р. 1925 г.), состоявшей из 125 нардепов.). Момент для принятия декларации был благоприятен еще и потому, что 9 июля 1990 г. Первый секретарь ЦК КПУ (формально до 20 июля 1990 г.) и Глава ВС УССР – Владимир Ивашко (1932 – 1994), был «отфутболен на чердак» выполнять функции заместителя генсека, а остатки депутатов-коммунистов были деморализованы.

Таким образом, парламентская оппозиция довольно легко утвердила (4 – против, 1 – воздержался, остальные 355 – за) Декларацию о государственном суверенитете, фактически запустившую конституционный процесс в Украине.

Вместо Ивашко главой ВС УССР 23 июля 1990 г. будет избран Леонид Кравчук (р. 1934 г.), благодаря которому проект «независимая Украина» был реализован в полной мере.

1

Владимир Ивашко
Отсутствие в Украине первого лица республики, позволило депутатам «запустить» конституционный процесс.
Сам же Ивашко вошел в историю не только как заместитель М. Горбачева, но и как последний Генсек СССР, занявший этот пост после отставки «отца» перестройки.

Принято считать, что Декларация о государственном суверенитете (этакий пятый универсал) положила начало создания независимого украинского государства новейшего периода истории, создав правовые предпосылки для провозглашения 24 августа 1991 г. независимости Украины. К слову сказать, в тот день 346 депутатов поддержали Акт провозглашения независимости Украины, при 4 голосовавших против.

Однако, на наш взгляд, историческое значение этого документа не стоит переоценивать. Главный недостаток любой декларации состоит в том, что она не предполагает конкретного механизма реализации. Следовательно, политическая элита Украины должна была разработать правовое поле, в рамках которого она могла вполне легитимно совершать какие-либо шаги, как в фарватере Москвы, так и самостоятельно.

Однако вернемся к Конституции Украины. Опираясь на Декларацию о государственном суверенитете 24 октября 1990 г., ВС УССР определил состав первой конституционной комиссии. Ее основной задачей было утверждение концепции новой конституции. К июню 1991 г. комиссия разработала 7 вариантов новой конституции УССР, один из которых был одобрен народными депутатами. Проект отражал властные реалии того времени с учетом роли советов, сужения полномочий парткомитетов, а также создания института президента. Отчасти копируя шаги РСФСР, 5 июля 1991 г. ВС УССР принял закон, определяющий роль президента во властной иерархии Украинской советской социалистической республики. В соответствии с принятым законом «Президент Украины является главой государства и главой исполнительной власти», что формально предполагало создание президентской республики. С другой стороны, делался акцент на исключительную роль парламентаризма как естественной формы подлинного народовластия. «Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, которые составляют политическую основу Украины. Все остальные государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов», – гласила одна из конституционных дефиниций. Таким образом, возникла юридическая коллизия, создающая условия для конфликта законодательной и исполнительной ветвей власти.

СПРАВКА

Последний Верховный Совет УССР, или украинский парламент 1-го созыва (1990 – 1994 гг.) был неспособен осуществлять конструктивную работу, направленную на обновление страны. Пестрый состав депутатских фракций представлял собой следующую конфигурацию: группа 239 — «За суверенную, советскую Украину», 239 народных депутатов, председатель — Александр Мороз; Народная Рада (образована в мае 1990 г.), 125 народных депутатов, председатель — Игорь Юхновский; Демократическая платформа КПУ, 41 народный депутат, лидер – Петр Симоненко; Демократическая партия Украины, 19 народных депутатов, лидер – Владимир Яворивский; Украинская республиканская партия, 12 народных депутатов, лидер – Левко Лукьяненко. «Красные директора» из бывшей Группы 239, а также значительная часть демократов проголосовали за премьер-министра Л. Кучму 13 октября 1994 г.

Номинально экс-коммунисты («группа 239») составли парламентское большинство. Но для утверждения конституции украинским политическим силам нужно было иметь 300 голосов. Иными словами, фракции и президент должны были договариваться и идти на компромисс.

В июне 1991 г. парламентская комиссия (возглавляемая Леонидом Юзьковым (1938 – 1995) – будущим 1-м главой Конституционного Суда Украины) приступила к разработке нового проекта конституции с учетом существующих принципов и положений международного права. Эта работа несколько ускорилась в связи с провозглашением независимости Украины 24 августа 1991 г., а также предполагаемых президентских выборов, намеченных на конец года. Но к 1 декабря утвердить конституцию не удалось. На момент легитимизации независимого украинского государства страна не имела основного закона, который бы отвечал духу времени.

Президент – парламент: конституционное противостояние на заре независимости

Независимое украинское государство оказалось в сложных условиях. Сокращение производства и падение уровня жизни, сумасшедшая гиперифляция чуть было не привели к банкротству государства. Огромные ресурсы, унаследованные от УССР, начали массово разворовываться. Страну буквально пронизывали преступность и коррупция.

СПРАВКА

Основным кредом украинской коррупции на заре независимости стало разворовывание бюджетных средств. Так, в апреле 1994 года правительство Виталия Масола (р. 1928 г.) создает мифическую корпорацию «Республика», уставной фонд которой составил 4 000 долл. Кабинет Министров возложил на нее обязательство погашения газового долга перед Туркменистаном, составившего на тот момент 671 млн. долл. «Республика» решила рассчитаться с туркменами путем совершения бартерных операций. «Среднеазиатскому Кувейту» были предложены продовольствие, телевизоры (по 1 000 долл. за штуку) и 12 млн. пар галош – стране, где никогда не видели ни дождя, ни грязи. Однако долг Украины погасить так и не удалось, поэтому в ноябре 1994 года его решили переложить на банк «Украина»…
В 1995 г. офис корпорации «Республика» по странному стечению обстоятельств сгорел...

Формально в стране действовала конституция УССР 1978 г., отдельные положения которой были приостановлены. Возникли новые властные институты: президент страны (с 1 декабря 1991 г.) и Конституционный Суд (с 3 июня 1992 г.), функции которых были весьма неопределенными. Проекты конституции обсуждались на многочисленных конференциях, круглых столах, была проведена серия экспертиз отечественными и зарубежными учеными. Наконец 1 июля 1992 года ВС Украины утвердил постановление о внесении проекта конституции на всенародное обсуждение. Этот процесс растянулся на полгода. В нем приняли участие более 180 тыс. граждан. В конституцию было внесено более 47 тыс. поправок, дополнений и возражений. При доработке текста конституции каждое восьмое предложение было учтено. Как следствие появилось 30 новых статей, при этом 188 из них претерпели существенные изменения, а 48 вообще были изъяты.

1

Леонид Кравчук
Став спикером ВС УССР, Кравчук не стал лобировать принятие конституции, дабы не разозлить Кремль. Занимая пост президента Украины, Леонид Макарович понимал, что общество к этому еще не готово, а парламент эту идею никогда не поддержит. Таким образом, его тактика сводилась к лавированию «між крапельками».

Конституционное тело было обнародовано 26 октября 1992 года. Главные дебаты развернулись между президентом Л. Кравчуком и народными депутатами. Их суть сводилась к специфике распределения властных полномочий. Парламентское большинство склонялась к идее конституции 1978 года, где была четко выписана более сильная парламентская вертикаль власти. Камнем преткновения стали идея сильной исполнительной власти во главе с президентом и опорой на региональные и местные органы самоуправления (предложение Л. Кравчука). Так называемая «группа 239» – посткоммунистическое большинство депутатского корпуса ВС первого созыва (1990 – 1994) стала тормозом государственных реформ и президентского проекта конституции. Экс-коммунисты ностальгировали по «власти советов» и были в корне не согласны с моделью президентской республики в Украине, отдавая предпочтение парламентской олигархии. Как следствие, осенью 1993 г. конституционный процесс был приостановлен. В стране продолжала действовать конституция-78, в которую было внесено более 200 поправок.

Читайте также: Политический пасьянс Юзефа Пилсудского

Следующий этап конституционной реформы в Украине начался после парламентских и президентских выборов – 10 ноября 1994 года. Именно в этот день начала действовать новая конституционная комиссия, состав которой определял квотный принцип от всех ветвей власти. Она состояла из 15 нардепов, 15 представителей президента, глава Конституционного суда Украины, по два представителя от Верховного и арбитражного судов, Генпрокуратуры, один человек от Автономной республики Крым, секретарь комиссии и два сопредседателя. В качестве сопредседателей властный синклит «делегировал» президента Леонида Кучму (р. 1938 г.) и спикера Верховной Рады – Александра Мороза (р. 1944 г.).

СПРАВКА

Состав парламентских формирований Верховной Рады II созыва был довольно пестрым. Политические силы разделились на 17 парламентских групп и фракций:

• Фракция Народный Рух Украины, 27 народных депутатов, председатель — В. Черновол.

Фракция Коммунистической партии Украины («Коммунисты Украины за социальную справедливость и полновластие»), 84 народных депутата, председатель — П. Симоненко.

Фракция Социалистической партии Украины (до 1998 года), 25 народных депутатов.

Фракция Селянской партии Украины (1995-03.10.1996).

Группа «Аграрники Украины» (до 1995 года, с 03.10.1996).

Группа «Аграрники за реформы» (1995-03.10.1996).

Фракция Аграрная партия Украины (в 1998 году).

Межрегиональная депутатская группа (до 1998 года).

Фракция Партии регионального возрождения Украины (в 1998 году).

Группа «Социально-рыночный выбор» (в 1996—1998 годах).

Группа «Державність» (1994-12.09.1996), председатель — И. Юхновский.

Группа «Центр» (22.04.1994-12.09.1996).

Группа «Конституционный Центр» (12.09.1996-1998).

Группа «Реформы» (в 1994—1997 годах), председатель — В. Лановой.

Группа «Единство», 34 народных депутата

Группа «Вперёд, Украина!» (в 1998 году).

Группа «Независимые» (в 1995—1998 годах).

Желая форсировать вопрос, в декабре 1994 г. Л. Кучма внес законопроект «Конституционного закона о государственной власти и местном самоуправлении в Украине». Его суть сводилась к предложению о распределении власти в стране на «законодательную» и «управленческо-распорядительную», что существенно нарушало нормы украинской конституции 1978 г., по которой власть в стране была монолитной. Фактически Л. Кучма требовал себе дополнительные полномочия при условии ряда властных ограничений для парламента. В такой способ он вернулся к кравчуковской идее: президента – главы государства и главы исполнительной власти.

Следует отметить, что состав парламента второго созыва (1994 – 1998), после выборов 1994 г. существенно изменился. Депутатский корпус состоял преимущественно из пропрезидентских или национально-демократических сил. Иными словами, парламент был более лоялен по отношению к президенту, но в то же время пытался вести свою самостоятельную игру.

СПРАВКА

Становление многопартийности в Украине проходило под патронатом влиятельных политиков и доморощенных олигархов. Если в начале 1993 г. в стране было зарегистрировано 18 партий, а в 1998 г. – 54, то к концу 1999 г. – уже 74. В 90-е в Украине сформировалось пять условно-политических блоков: консервативно-коммунистический, социал-либеральный, национал-демократический, национал-государственный, национально-радикальный.

Как правило, большинство отечественных партий представляли собой искусственные образования, которые зачастую действовали не как политические организации, а как группы поддержки того или иного лидера, часть же из них носила регионально-клановый характер. Партийную позицию зачастую определяли не идеология или социально-экономические интересы, а воля и позиция их лидеров. Ни одна из партий или политических блоков, за всю историю независимости не была способна создать парламентское большинство, взяв на себя ответственность за социально-экономическую ситуацию в стране.

Идя навстречу главе государства, 18 мая 1995 г. парламент принял закон «О государственной власти и местном самоуправлении в Украине». Он позволял президенту без согласования с парламентом формировать кабинет министров. Кроме того, президент контролировал местные органы исполнительной власти через государственные администрации, которые возглавляли назначенные президентом и избранные народом главы соответствующих советов. Органы местного самоуправления утратили какие-либо реальные властные функции, передав их администрациям соответствующего уровня. Историки отмечают, что Украина таким образом меняла форму государственного правления: из парламентско-президентской, превращаясь в президентско-парламентскую республику. Но, по-сути, Украина должна была стать президентской республикой или автократией Леонида Кучмы, которую иногда называют еще и суперпрезидентской республикой.

1

Для Леонида Кучмы Конституция стала источником власти и юридическим инструментом давления на парламент и политический олигархат Украины

Выиграв первый раунд противостояния с парламентом, Кучма натолкнулся на непреодолимую трудность. Проблема состояла в том, что вышеуказанный закон утвердили простым парламентским большинством, но для его имплементации необходимо было конституционное большинство – то есть 330 голосов «за». Столько штыков у президента не было. Поддавшись воле эмоций, Кучма 31 мая 1995 г. издал указ «о проведении опроса общественного мнения относительно доверия граждан Украины президенту Украины и Верховного Совета Украины». Парламент наложил вето на указ президента, предложив до 8 июня 1995 г. подать на рассмотрения Рады кандидатуры для формирования состава Кабинета Министров Украины. Таким образом, в стране возник новый политический кризис, вызванный политическим противостоянием президента и парламента из-за раздела властных полномочий. Упрямый Л. Кучма 2 июня подтвердил свое желание провести опрос. В случае общественного недоверия Верховной Раде (её рейтинг был довольно низким) президент получал основания для роспуска парламента. Нужен был компромисс не только между лидерами депутатских фракций и групп, но и со спикером А. Морозом, который, борясь за власть, начал свою игру, вступив в конфликт с президентом.

Нужно отдать должное Л. Кучме, который в отличие от Б.Ельцина, не стал «ломать через колено» украинский парламент. Президент и лидеры фракций Верховной Рады согласились подписать Конституционный договор / См. http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/1к/95-вр/page / определивший плоскость политико-юридических отношений ветвей власти в стране до момента принятия конституции Украины.

Конституционный договор, подписанный 8 июня 1995 года, стал альтернативой так и не внедренному закону «О государственной власти и местном самоуправлении в Украине». Он прекращал действие положений конституции 1978 г., противоречащих его положениям. Конституционный договор был положен в основу конституции, которую договорились утвердить в течение года. На этот срок ограничивались полномочия парламента и местных советов, при условии расширения нормотворчества и административных функций исполнительной власти. Главы областей (в отличие от России) не избирались, а назначались президентом, что делало региональные элиты зависимым от воли главы государства. Президент получил право назначать правительство и его персональный состав. Премьер-министром Украины 8 июня 1995 г. был назначен Евгений Марчук (р. 1941 г.), – генерал КГБ в отставке (глава СБУ 1991 – 1994), занимавший с октября 1994 г. пост исполняющего обязанности вице-премьер-министра. Заключение конституционного договора стало началом завершающего седьмого этапа конституционного процесса в Украине.

Последний бой – он трудный самый

Получив почти все желаемые рычаги управления страной, Л. Кучма понимал, что его политическая карьера напрямую зависит от обещанной конституции. Это прекрасно осознавал и парламент, для которого Конституция стала тестом на профессиональную пригодность. Страна выглядела весьма постыдно в глазах мировой общественности. Ведь все бывшие республики СССР, включая деспотические страны Средней Азии, уже обзавелись собственным основным законом. Аутсайдером выглядела только Украина.

Весной 1996 года процедура принятия Конституции вступила в завершающую фазу. 11 марта конституционная комиссия представила на рассмотрения парламента новый вариант основного закона страны. Однако первое чтение по нему началось лишь 28 марта, а проект был внесен на обсуждение 17 апреля. Всего произошло три официальных парламентских чтения затянувшихся до 4 июня 1996 года.

Данный проект Конституции стал настоящим «яблоком раздора» для народных депутатов. Политические баталии развернулись вокруг 5 основных пунктов: объем полномочий органов государственной власти, проблема собственности, государственная символика, статус украинского языка и Автономной республики Крым.

СПРАВКА

Парламентарии явно тянули время. Они не спешили не то чтобы утверждать, но и рассматривать предложенный проект конституции. Более того, в ходе дискуссии сами нардепы предложили пять своих альтернативных вариантов основного закона страны!

Когда же страсти улеглись, начались политические дебаты вокруг вышеуказанных пяти пунктов. Большинство слуг народа отбрасывали предложенную президентом идею двухпалатного парламента, не желая стать рудиментарным отростком отечественного парламентаризма подобно российскому Совету Федерации.

Коммунисты и социалисты выступали против частной собственности и государственного статуса украинского языка. Они были непримиримыми врагами предложенной национальной символики и «националистического» государственного гимна, текст которого на тот момент еще не был утвержден.

«Правые» пытались отстоять наличие подлинного баланса государственной власти, согласно классическому принципу разделения властей. Они настаивали на ликвидации крымской автономии (за которую уцепились коммунисты), что противоречило унитарному статусу страны. Крым (как и в момент передачи в 1954 г.) должен был стать областью Украины.

Споры велись и вокруг формата конституционного большинства: 226 или 330 народных депутатов. Накал страстей в стенах Верховной Рады был неимоверным. Дабы утихомирить парламентариев была создана межфракционная группа (в состав которой вошли представители 10 фракций из 12), а вскоре и временная следственная комиссия призванная рассмотреть более 6 тыс. замечаний и предложений.

1

«Народный» митинг у стен парламента с требованием утверждения Конституции. Июнь 1996 г.
Уровню политического сознания нищих украинцев можно только позавидовать, если обратить внимание на социальный состав и лица протестующих

После завершения работы следственной комиссии 17 мая 1996 г. согласованный проект (основанный на тексте конституционной комиссии) был внесен на рассмотрение парламента. 28 мая началось рассмотрение проекта конституции в первом чтении. Через неделю – 4 июня проект утвердили в первом чтении, что означало начало нового этапа доработки конституции. К моменту начала второго чтения – 19 июня 1996 г. в законопроект было внесено 5680 предложений, что делало невозможным в определенные регламентом сроки их полноценное рассмотрение.

В этот момент в конституционный процесс активно вмешался президент, который отказался от идеи двухпалатного парламента в обмен на уступки практически по всем властным статьям. Так появились знаменитые 12 конституционных пунктов Леонида Кучмы, ставшие политическим ультиматумом парламенту. Верховная Рада приняла их к сведению, превратив обсуждение в долгую казуистику, закончившуюся утверждением трех из двенадцати условий президента Украины.

В ходе парламентских конституционных баталий дошло до того, что депутаты безуспешно дважды пытались отстранить от власти спикера – А. Мороза, претендовавшего на расширение властных полномочий.

Затянувшиеся дебаты преодолели критическую точку – 8 июня 1996 г. – срок, до которого (согласно конституционному договору) в стране необходимо было утвердить конституцию. Президент продолжал форсировать вопрос, несмотря на вялость и неуступчивость парламента. Выгода Кучмы была вполне очевидной: в случае непринятия конституции он мог легко распустить Верховную Раду, введя прямое президентское правление в стране. С другой стороны «Данилыч» пообещал европейским партнерам, что до 9 ноября 1996 г. Украина получит конституцию. Конец июня приближал парламентские каникулы и до ноября народные избранники с такими темпами вряд ли бы успели. Одним словом президент решил нажать на парламентариев. 26 июня 1996 г. он созывает заседание Совета Национальной безопасности и обороны (СНБО). СНБО принял решение инициировать проведение 25 сентября 1996 года всеукраинского референдума относительно президентского проекта основного закона страны. Решение СНБО подготовили к публикации на следующий день – 27 июня, а накануне в интервью первому национальному – Дмитрий Табачник (р. 1963 г.) – глава администрации президента Украины, популярно разъяснил гражданам и парламентариям о перспективах такого решения…

Рейтинг Кучмы резко возрос на фоне политического фола Верховной Рады и лично А. А. Мороза. Кучма посредством СМИ фактически убедил общество, что украинский парламент недееспособный, а, следовательно, должен быть распущен. Столь сильный ход заставил слуг народа пойти на попятную. Поздно вечером 26 июня 1996 года состоялась встреча президента с представителями временной парламентской конституционной комиссии. Члены комиссии убедили президента в том, что все его предложения будут учтены в проекте конституции, а Верховная Рада использует последний шанс для принятия основного закона Украины. От бескомпромиссности спикера не осталось и следа. Он взял на себя обязательство «активизировать» депутатов для достижения политического компромисса…

Конституционный конклав

Утверждение конституции напоминало ускоренный политический экспромт, сочетавший в себе традиции избрания папы римского на конклаве – совете кардиналов. Финальное конституционное заседание парламента началось в 10: часов утра 27 июня 1996 года. Процедура принятия основного закона страны предполагала присутствия всех (или, по крайней мере, конституционного большинства) народных депутатов. Стенограммы этого исторического заседания сохранились на официальном сайте Верховной Рады /См. http://static.rada.gov.ua/NEWSAJT/site/const/stenohramy/index.html/, изучение которых позволяет ощутить весь динамизм страстей, которые развернулись на завершающей стадии конституционного процесса 1990 – 1996 гг.

Депутаты согласно утвержденному регламенту обязались не расходиться до момента окончательного утверждения текста Конституции Украины. Цитируя классику советского кинематографа, А. Мороз заявил, что: «отсюда только один путь – или в ЗАГС, или к прокурору». Такое решение было беспрецедентным для Верховной Рады Украины.

1

Идет очередное заседание временной комиссии по доработке текста Конституции

В целом несогласие депутатов вызвали те статьи конституционного проекта, которые касались вопросов распределения власти, собственности, национальной символики, государственного языка и статуса АРК. Для их урегулирования были созданы специальные рабочие группы, заседавшие в отдельных комнатах и согласовывавшие позиции лидеров депутатских фракций и групп.

Депутатам, работающим в сессионном зале, были розданы напечатанные 12 пунктов президента, которые нужно было положить в основу будущей конституции. Президент выступал в роли композитора, написавшего «ноты» для парламентского симфонического оркестра.

Практически все противоречивые статьи Морозу приходилось, что называется, «продавливать», дабы набрать необходимые 300 и более голосов.

Роль парламентского глашатая выполнял Михаил Сирота (1956 – 2008) Он, стоя на трибуне в течение 23-х часов, представлял каждую статью отдельно, сопровождая ее необходимыми комментариями и время от времени (ссылаясь на решение комиссии), склоняя депутатов к их поддержке или провалу.

1

Михаил Сирота

Его почти суточное «стояние» на трибуне парламента стало настоящим подвигом, благодаря которому страна получила долгожданную Конституцию

Левые партии стремились отстоять «социалку», предложив ввести в стране 6-часовой рабочий день, а также ограничить президента в вопросах референдума и влияния на Кабмин, переименовать Верховную Раду в Народную Раду и т. д. Лидер коммунистов Петр Симоненко (р. 1952 г.) довольно часто прибегал к демагогическому затягиванию процедуры утверждения статей, выступая одновременно в роли «дирижера», заставляя депутатов не регистрироваться. Во время голосования в зале присутствовали и «пианисты», жавшие кнопки за своих отсутствующих коллег.

В 18:30 началось 106 пленарное заседание, предварявшее знаменитую конституционную ночь. С этой минуты в течение 14 часов (без перерыва) нардепы поименно голосовали за каждую из 161 статей конституции. Каждая из статей должна была набрать как минимум 300 голосов, поэтому их зачастую дорабатывали «с колес» ставя вновь и вновь на голосование.

Сама же конституционная ночь стартовала в 23:00 с момента начала 107 заседания. В течение ночи в сессионный зал «подтянулись» депутаты-прогульщики. Около 2 часов ночи члены правительства (совмещавшие свои министерские должности с депутатскими мандатами) покинули Верховную Раду. Однако спикер (прервав голосование) вынесли вопрос о лишении к утру их депутатских мандатов, что заставило министров-депутатов в течение часа вернуться в сессионный зал.

Полномочия и статус парламента (раздел IV) депутаты разменяли на желаемый статус и полномочия президента (раздел V). Довольно легко (326 – «за») депутаты согласились и на довольно сложную и практически нереальную процедуру импичмента президента.

Что касается порядка формирования полномочий и прекращения деятельности Кабинета министров (раздел VI), хоть и с трудом, но народные избранники все же утвердили проект президента, оставив за собой право подотчетности и роспуска украинского правительства. Таким образом, в Украине окончательно оформилась президентско-парламентская республика.

1

Александр Мороз во время конституционных дебатов

В ходе конституционного противостояния ему удалось сохранить свое лицо и повысить собственный политический рейтинг. Еще 10 лет он будет политиком, с которым будут считаться.

Острые споры вызвал вопрос национальной символики, против которого буквально восстали левые. Их аргументы были просты – де-факто существующая национальная символика – символ украинского коллаборационизма времен Второй мировой войны. Такая позиция была надуманной. Похоже, что коммунисты не просто затягивали процесс принятия конституции, но и хотели его сорвать. И если коммунистов в принципе устроил бессловесный гимн, то с гербом государства было сложнее. Во время работы комиссии депутат Владимир Алексеев (р. 1953 г.) углубился в геральдические дебри и предложил дополнить тризуб казацкой символикой, заменив желто-синий флаг стягом Запорожской Сечи. А нардеп Юрий Болдырев (р. 1951 г.) добавить к уже существующим цветам флага красную полоску. Но регламент предполагал утверждение уже существующих: желто-синего флага и малого герба в виде тризуба. Большой же герб планировали утвердить позже.

Читайте также: Станет ли Надежда Савченко украинской Жанной д’Арк?

Сирота проинформировал депутатов, что для утверждения нового флага нужно потратить 100 млн. долларов, что на фоне экономического кризиса в стране (о котором постоянно напоминали депутаты) было непозволительной роскошью.

Депутат Евгений Жеребецкий (р. 1955 г.) попытался урезонить левых и правых, предложив в вопросе национальной символики «копья не ломать» и выступить единым фронтом против двухпалатного парламента, предложенного президентом.

Роль миротворца в этом вопросе выполнил Е. Марчук. Его позиция сводилась к тому, что не стоит сейчас (при наличии конституционного механизма пролонгации) тратить время на изменение символики. Она уже существует. К ней привыкли как у нас, так и на Западе, и если мы её поменяем, европейские партнеры нас не поймут. Значительно важнее до восхода солнца утвердить всю конституцию не распыляясь на детали.

В итоге путем поименного голосования, ряда консультаций, давления и кулуарных договоренностей государственную символику оставили в покое, отдав за нее 303 голоса. Страна получила флаг, малый герб и бессловесный гимн, текст которого утвердят лишь через семь лет – 6 марта 2003 года.

СПРАВКА

Не менее серьезным камнем преткновения стала статья 10, закрепляющая вопрос о государственном языке. «Правые» фактически пытались опустить русский язык до уровня бытового общения, что вызвало возмущение русофильской части депутатского корпуса. И хотя русский язык не стал вторым государственным, эту статью спикер ставил на голосование 12 раз!

Жаркие прения развернулись вокруг Крымской автономии. Статус АРК должны были проголосовать пакетом вместе с символикой и Кабинетом Министров. Между правыми и левыми разразились настоящие баталии. Правые считали, что автономный статус Крыма нужно ликвидировать, превратив этот самый южный регион страны в область. Левые же настаивали на автономии. Депутаты-крымчане пытались расширить свои полномочия за счет хитрых манипуляций с крымской конституцией и Верховным Советом АРК, который, по их мнению, должен был принимать законодательные акты местного значения. Кстати именно крымские депутаты были наиболее принципиальны в языковом вопросе. Их беспокоило то, что русский язык станет языком нацменьшин в Украине.

Вопрос АРК и национальной символики грозили затормозить процесс принятия Конституции как таковой. После кабинетных совещаний, звонков и консультаций национальную символику фактически поменяли на Крым. Таким образом, в составе унитарного государства возникла конституционно узаконенная автономная область со своим парламентом, Кабинетом Министров и конституцией.

Около 9 утра 28 июня 1996 года в парламент пришел не выспавшийся, но уверенный в себе президент. Через несколько минут в присутствии главы государства состоялось голосование «в целом» за закон о принятии конституции. После 24 часов непрерывной работы 315 голосами – «за» (измученные депутаты Верховной Рады утвердили Конституцию Украины.

СПРАВКА

Форсируя вопрос с утверждением Конституции Украины, парламент сократил рассмотрение этого законопроекта во втором чтении на две недели. Глава Верховной Рады – А. Мороз (дабы сохранить свое лицо и оправдать поспешность депутатов), сказал, что их испугал не возможный референдум или роспуск парламента, а тревога за судьбу страны и ее народа. При этом он поблагодарил президента за постоянное, хоть иногда и оригинальное участие в конституционном процессе. Деньги же выделенные на конституционный референдум А. Мороз предложил отдать людям в виде зарплат и пенсий. Несмотря на публичное заверение президента, что его указ о конституционном референдуме «исчез», спикер поставил на голосование постановление об его отзыве Л. Кучмой. Триста девятнадцать депутатов (на всякий случай) поддержали эту инициативу А. Мороза.

1

Депутаты предложили сделать 2 выходных дня на День Конституции. Но спикер отказал, мотивируя тем, что конец июня - горячая пора и, дескать, людям работать надо. В качестве примера он привел Швейцарию, где после решения парламента о сокращении рабочего дня на 60 минут провели всенародный референдум. Граждане Швейцарии высказались против урезания норм рабочего времени…

1

Момент торжественного подписания спикером и президентом Конституции Украины 28 июня 1996 г.

Конституция Украины вступила в силу в тот же день – 28 июня 1996 года после торжественного подписания текста закона спикером и президентом. Все нормативные акты, существующие в стране на момент принятия конституции, должны были быть приведены в соответствие ее нормам в течение двух лет.

Таким образом, начальная стадия конституционного процесса в Украине была завершена. Страна получила вой паспорт, а отечественная власть окончательно легитимизировала себя. Политический компромисс был достигнут и политики, на время, забыли о своих разногласиях. Президент мог смело записать в свой актив столь судьбоносное историческое достижение в период своей первой каденции. В то же время нажим и шантаж, в первый раз серьезно насторожили парламент. Как свидетельствует история, в Украине гетмана всегда считали первым среди равных, при условии соблюдения интересов различных олигархических групп.

1

Памятное фото участников конституционного процесса возле стен парламента 28 июня 1996 г.

Созданный конституционный баланс власти усиливал президентскую вертикаль, создавая соблазн для узурпации власти. С этим парламентарии согласиться не могли. Как следствие, вторую каденцию Л. Кучмы будут сопровождать перманентные парламентские кризисы, финалом которых станут события помаранчевой революции.

Казусы украинской Конституции

Несмотря на свою значимость основной закон нашей страны (как покажет время), превратился в мину замедленного действия. Следует отметить, что утвержденная 28 июня 1996 года украинская Конституция была скорее политическим документом – формой компромисса между президентом и парламентом. С течением времени юристы и правоведы найдут в ней 176 казусов, хотя в целом этот документ будет одобрен Венецианской комиссией.

Украина становилась унитарным государством с автономным образованием, что было новым для мировой политики.
При перечислении административных единиц (ст. 133), депутаты (очевидно впопыхах) забыли упомянуть поселки городского типа, юридический статус которых выглядел весьма странно.

Утвердив малый герб, народные избранники забыли о большом гербе Украины, который до сегодняшнего дня так и не утвержден.

Согласно ст. 133 города Киев и Севастополь имеют специальный статус. Но даже на момент аннексии Крыма, специальный статус Севастополя так и не был закреплен отдельным законом, что позволило оккупантам использовать этот недочет.

Как покажет время, утвержденный текст Конституции умерит аппетиты украинских политиков на короткий срок. Уже в августе 1999 г. накануне президентских выборов, Л. Кучма поднимет вопрос о внесении поправок в Конституцию. И хотя народ 16 апреля 2000 г. на всеукраинском референдуме поддержит президента, внесенные изменения так и не будут имплементированы Верховной Радой.

Подлинное изменение Конституции произойдет 8 декабря 2004 года, в разгар помаранчевой революции (22 ноября 2004 – 23 января 2005 гг.). Украина станет парламентско-президентской республикой, а роль главы государства (как покажет история) станет ничтожной.

Фактическая замена Конституции произойдет 30 сентября 2010 г., когда по требованию президента Виктора Януковича (р. 1950 г.), Конституционный суд признает нелегитимным голосование 8 декабря 2004 г. Так в Украине воскреснет старая «новая» конституция, с рядом поправок просуществовавшая до 21 февраля 2014 г.

1

Для Януковича Конституция Украины была инструментом переформатирования власти под себя и полной приватизации государства

Как ни странно, но именно изменение Конституции во время революции достоинства (21 ноября 2013 – 22 февраля 2014 гг.) (на фоне крымских событий, волнений в Донбассе, бегства президента и отставки премьер-министра), позволит украинской власти сохранить контроль за государством, выступив вполне легитимной политической силой.

Последние резонансные поправки были внесены в основной закон нашей страны 16 июля (вопрос о децентрализации) и 31 августа 2016 г. (вопрос о специальном статусе отдельных территорий Украины).

Таким образом, конституционный процесс, стартовавший еще во время перестройки – продолжается. Перманентные политические кризисы, стремление поделить властные полномочия, заставляют украинских политиков всякий раз обратиться к основному закону государства, частичная или полная кодификация которого, наверное, не закончится никогда.

Александр САЛТАН, СЛЕД.net.ua

Источник заглавного фото antikor.com.ua

Следите за нашими обновлениями в социальных сетях: Facebook, Twitter , Google + и LiveJournal.








читайте также

В рядах российско-террористических войск на Донбассе распространяется информация о том, что Вооружённые силы Украины (ВСУ) готовят масштабное наступление на восток страны.

Как информирует издание "Апостроф", об этом на своей странице в Facebook сообщает Главное управление разведки Министерства обороны Украины.

Работая в больнице в Константиновке, медсестра передавала своему мужу-террористу информацию о расположении позиций, перемещений личного состава и военной техники сил АТО.
Читать больше...

Вдова погибшего в АТО полковника украинской милиции Виктора Ещенко, Елена Ещенко, благодаря поддержке команде движения "Сила права", смогла добиться в суде признания его гибели в ходе вооружённой агрессии России.
Читать больше...

Страницы

FB twiter LJ rss

Блог

Гипотетическая выемка документов по-настоящему пугает Гонтареву. Ведь она автоматически становится важным свидетелем. С невозможностью «отпетлять», так как весомая доля личных активов ВА именно в Европе. Но только показания в обмен на личные гарантии...
Читать больше